Одно из основных направлений деятельности Челябинского обкома Профсоюза работников народного образования и науки – защита социально-трудовых прав педагогов. Эффективным способом правовой защиты стали комплексные проверки соблюдения трудового законодательства в школах области, проводимые нашей правовой службой. Однако только с помощью проверок достичь главной цели – помочь руководителям учебных заведений исправить допущенные ошибки – невозможно. Поэтому обком профсоюза дополняет эту методику проведением семинаров-совещаний по итогам проверок отдельных образовательных учреждений.
Проверка без семинара – не проверка
В 2008 году правовым инспектором профсоюза проведена 21 проверка. Эта деятельность приносит хорошие результаты, так как в ходе проверок и работники, и работодатели получают разъяснения и консультации на конкретных примерах. Однако оказать реальную практическую помощь в устранении нарушений зачастую не представляется возможным: для этого необходимо потратить много времени и отвлекать педагогов от работы. Поэтому специалисты обкома выезжают в район или город для проведения проверок в одном-двух образовательных учреждениях, а потом устраивают семинары с участием руководителей учебных заведений, председателей первичных профсоюзных организаций и представителей учредителя. Эффективность такого подхода очевидна, поскольку в каждом муниципальном районе, как правило, выявляются однотипные нарушения и ошибки, которые впоследствии и обсуждаются на семинарах.
Досадные ошибки
Умышленного нарушения работодателями трудовых прав педагогов, как правило, не выявляется. К сожалению, руководители образовательных учреждений плохо знают законодательство, и при отсутствии юридической помощи проблема правовой грамотности руководителей сегодня становится одной из самых острых. Особенно в условиях перехода на новую систему оплаты труда. В образовательных учреждениях зачастую недооценивают тот факт, что условия оплаты труда, режим работы работодатель определяет самостоятельно посредством коллективного договора и локальных нормативных актов, содержание которых должно быть понятным и четким. Слабо подготовленный локальный правовой акт часто приводит к конфликту. Поэтому специалисты обкома профсоюза проводят экспертизу и редактирование коллективных договоров, соглашений и других локальных документов. По результатам оценки оформляются экспертные заключения об их соответствии законодательству. При организации выездных проверок данные документы оцениваются без оформления правовых заключений, но учитываются при подведении итогов и обсуждаются на семинарах. Наши поездки по учреждениям образования области позволили выявить некоторые общие проблемы. Так, нарушается порядок принятия локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, графика отпусков, графика сменности, тарификационных списков, должностных инструкций и других), а статья 8 Трудового кодекса РФ утверждает, что в таком случае они не подлежат применению. Профсоюз исходит из действующего законодательства и убежден, что образовательные учреждения также могут руководствоваться только легитимными документами, которые не ухудшают положения работников по сравнению с законом. И конечно, они не должны содержать таких условий, как выплата зарплаты один раз в месяц, уменьшение дней основного отпуска, применение дисциплинарных взысканий, не установленных трудовым законодательством. Какие недочеты и ошибки допускаются в образовательных учреждениях?
Нарушается установленный статьями 372 и 373 ТК РФ порядок принятия локальных нормативных актов при увольнении работников – членов профсоюза (отсутствие согласования и учета мнения выборного профсоюзного органа), а также порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст. 193 ТК РФ и ст. 25 закона «О профсоюзах». Не всегда обеспечиваются условия для деятельности выборного профсоюзного органа (ст. 377 ТК РФ). Не соблюдаются условия социального партнерства при заключении коллективного договора (ст. 35-40 ТК РФ). Нарушается очередность предоставления отпусков (ст. 122, 123 ТК РФ), выплаты надбавок, установленных действующим законодательством и коллективным договором. Отмечается ненадлежащее ведение документов кадрового учета, в том числе при оформлении трудовых книжек.Трудовые договоры не везде оформлены в письменном виде. А заключенные договоры не всегда содержат все обязательные условия (чаще всего не определяют режим и оплату труда). Кроме того, необоснованно заключаются срочные трудовые договоры с работниками, не оформляются соглашения о внесении изменений в трудовой договор, не устанавливается режим труда для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, не предоставляются дополнительные отпуска тем, кто занят на работах с вредными и опасными условиями. Очевидно, нарушения серьезные. Мы разъясняем, какие нормы права нарушены и к чему это может привести. Следует отметить, что и руководители учреждений, и председатели профсоюзных организаций стремятся устранить выявленные в ходе проверок нарушения. Такое отношение, конечно же, учитывается, поскольку оно подтверждает желание коллектива работать в рамках правового поля.
Главное – найти выход из ситуации
Безусловно, одними только проверками ситуацию не исправить. Поэтому сразу после проверок проводятся семинары-совещания. На семинаре, имея общую картину по результатам обследований, можно говорить предметно и детально обсуждать типовые ошибки и нарушения. Не страшно, если при этом страдает тематика семинара. Важно, что успели разобрать проблемные вопросы и найти выход из ситуации. Если говорить о темах правовых семинаров, то основными среди них являются: «Трудовые отношения в образовательном учреждении, условия заключения, изменения и прекращения трудового договора», «Порядок заключения коллективного договора и принятия локального нормативного акта», «Специфика режима труда педагогических работников», «О порядке применения дисциплинарного взыскания», «Классное руководство», «Специфика трудовых отношений в дошкольных образовательных учреждениях», «Досрочная пенсия», «Льготы для педагогов сельской местности» и другие. Стараемся раскрыть тему четко и доступно, чтобы любому педагогу были понятны непростые положения норм права.
На семинарах мы даем не только правовую базу, но и формы документов, анализируем конкретные ошибки, предлагаем варианты исправления нарушений, отвечаем на вопросы руководителей учебных заведений и председателей профсоюзных организаций. Кстати, вопросов на семинарах иногда задают больше, чем поступает от работников образовательных учреждений муниципалитета в течение года. Цель проверок – не наказывать, а помогать. Однако если руководитель не только не намерен устранять обнаруженные нарушения, но и препятствует восстановлению законности, тогда профсоюз принимает более действенные меры. За время применения данной методики мы отметили одну закономерность. Если начальник управления или отдела образования местной администрации неохотно соглашается на проведение семинара-совещания по итогам выездной проверки (хотя такое случается крайне редко), нарушений в этом муниципалитете выявляется значительно больше.
Руководители учреждений знают, что в последнее время ужесточились проверки по соблюдению трудового законодательства прокуратурой и государственной инспекцией труда, особенно в Челябинске. Получать предписания данных органов и привлекаться к административной ответственности никому не хочется. И если руководитель, имея наши формы документов и разъяснения, не использует их, надеясь, что проверки его не коснутся, – это просто несерьезно. Подобная позиция даже не заблуждение, а проступок. Для прокуратуры и государственной инспекции труда объяснения руководителя, что он допустил нарушения из-за незнания, отсутствия юриста и недостатка времени по меньшей мере являются несостоятельными. К счастью, сегодня работодатели предпочитают конструктивный диалог с профсоюзом. И это радует.
Марина Бугаева, правовой инспектор Челябинского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии