search
main
0

Не наказать, а поддержать. Система оценки качества образования будет развиваться в регионах

Оценка качества является одной из ключевых тем в образовании, поэтому естественно, что всероссийский семинар-совещание, коснувшийся данной проблематики, собрал в Липецке весьма представительную аудиторию: более 200 человек из 70 субъектов РФ, причем среди них оказались 14 региональных министров образования. И Липецк был выбран для этой цели не случайно. На конкурсе проектов в области оценки качества образования, инициированном в минувшем году Рособрнадзором, местная разработка вошла в число 20 лучших. Всего за признание экспертов боролись 500 различных проектов…

Вмешательство государства в дела образовательных учреждений не должно быть избыточным, и тем не менее именно оно делает все возможное, чтобы образовательные учреждения, не соответствующие современным требованиям, прекращали свое существование и не имитировали образовательную деятельность. Однако и те, кто делает свою работу на местах, – муниципальные органы управления, центры оценки качества образования и все, кому не безразличны эти вопросы, – не должны бездействовать. Без их помощи едва ли удастся создать единую грамотную систему оценки качества образования. Об этом в начале семинара-совещания заявила депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова, отмечая важность сотрудничества различных ведомств, профессиональных сообществ и общественных организаций.Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в свою очередь подчеркнул, что развитие оценки качества образования предполагает большую включенность в этот процесс самых разнообразных участников, в особенности практиков из системы образования, поскольку решать надо также большое количество вопросов.В своем выступлении Сергей Кравцов отразил главную идею системы оценки качества образования – не наказать, а подтолкнуть развитие образования. И эта задача характерна и для инспекции в сфере образования, поэтому регионы, ориентированные на результаты проверок и зачастую опасающиеся возможных санкций, должны понимать, что в ходе проверочных процедур не стоит задача кого-то покарать, скорее помочь и дать рекомендации по совершенствованию работы.Говоря об одном из таких оценочных инструментов – о ЕГЭ, Сергей Кравцов отметил, что сегодня с экзамена частично снята функция уникального мерила всех образовательных и околообразовательных явлений, включая деятельность губернаторов. Этот шаг будет служить усилению его прозрачности и объективности. А именно объективность результатов исследований дает возможность принять правильные управленческие решения. Причем эти решения, как уже отмечалось, должны быть государственно-общественными: если принимать только административные решения, будет очень сложно добиться хороших результатов.Тем не менее, по словам Сергея Кравцова, стоит разграничить уровни ответственности и внимательно следить за тем, какая работа идет в субъектах РФ. Недавний конкурс проектов по оценке качества образования показал, что над темой в регионах думают уже давно, имеются даже серьезные наработки. Чтобы еще больше простимулировать эту работу, с 2016 года Рособрнадзор предоставит регионам субсидии на разработку систем оценки качества образования. Это положение уже зафиксировано в концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы.Естественно, что обсуждение не могло вновь не свернуть на тему ЕГЭ. Зам. начальника Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Людмила Каврева вновь подчеркнула важность того, что экзамен перестал быть способом оценки качества работы чиновников. Сыграло на укрепление веры в ЕГЭ как в добросовестный инструмент оценки и то, что он стал гораздо прозрачнее.Сергей Кравцов напомнил в этой связи о скандалах с завышенными баллами, которые еще пару лет назад буквально потрясли общественность. Так, если еще в 2013 году средний балл по русскому языку в Северо-Кавказском федеральном округе был 70, в минувшем году, когда удалось честно провести экзамен, он составил всего 35. Сергей Кравцов отметил, что на самом деле взрослые, давая детям возможность участвовать в схемах по подтасовке баллов, сами отбивают у них охоту учиться. Потенциально ребенок готов осваивать науки, но если ему дать понять, что одна оценка дастся легко, а в другой ситуации обязательно помогут и т. д., может пропасть всякое желание стараться.Затронули собравшиеся и тему разделения ЕГЭ на два уровня. Также Людмила Каврева отметила, что к июлю текущего года относительно ЕГЭ нужно проработать два сложных вопроса. Первый касается возможности расчета зарплаты педагогов на основе результатов ЕГЭ. Это может стать очередным шагом по воплощению в жизнь идеи эффективного контракта. А второй вопрос касается сдачи ЕГЭ теми, кто не планирует дальнейшего обучения в вузах.Директор лицея №369 г. Санкт-Петербурга Константин Тхостов отметил, что последний вопрос касается не только ЕГЭ, но и ГИА 9. Нужно ли, например, сдавать этот экзамен тем, кто идет не в 10-й класс, а в систему СПО? Представители Свердловской области отметили, что порой в этой связи сталкиваются с непростой ситуацией. Особенно когда дело касается учащихся коррекционных школ. Они могли бы поступить в колледж и получить общественно полезную рабочую специальность, которая дала бы им дорогу в жизнь, но в силу ряда своих особенностей они, увы, не могут сдать обязательный экзамен.Ирина Мануйлова согласилась с коллегами лишь частично, отметив, что едва ли стоит отказываться от ГИА 9, важно помочь особым детям выстроить свою образовательную траекторию. Кроме того, если оценивать объективно, для того чтобы вырастить грамотного специалиста, даже если специальность будет рабочая, нужна качественная базовая подготовка.Что может быть интереснее конкретных примеров? Именно в таком ключе и раскрыли главную тему семинара-совещания его докладчики, рассказав о своем опыте построения системы оценки качества образования. В частности, начальник Управления образования и науки Липецкой области Юрий Таран отметил, что в регионе уже второй год подряд проходит областная контрольная работа по математике, идея которой родилась, когда стало понятно, что невысокие результаты ГИА 9 и ЕГЭ по данному предмету, а также отсутствие олимпиадников всероссийского уровня – это нежелательная ситуация. Первое же исследование показало, что средний уровень учебных достижений по математике составляет в регионе 3,4 балла. Причем участие в исследовании, по словам Юрия Тарана, приняли лишь 80% школ, остальные захотели остаться «в неведении», очевидно представляя, что на самом деле качество преподавания этой дисциплины у них невысоко, но не понимая, как после официального признания пробелов двигаться дальше. И тем не менее даже такая выборка позволила понять, какие проблемы существуют, и найти пути их решения.Это исследование было добровольным для школ, но есть в Липецкой области, как отметил Юрий Таран, и обязательный мониторинг. Он касается посещаемости образовательных учреждений. Он проводится во всех 8-11-х классах. Последнее исследование охватило почти 30 тысяч школьников. Выяснилось, что в среднем ребенок пропускает 59 учебных занятий в год. Это две учебные недели. Причем часть пропусков возникает из-за того, что родители отдают приоритет дополнительным занятиям с репетиторами, которые могут пересекаться с основным расписанием. Тем не менее 70-80% пропусков все же обоснованы уважительными причинами – например, болезнью.Заместитель министра образования и науки Хабаровского края, начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования Виктор Москвин также рассказал об опыте использования оценочных процедур в образовании в регионе. В крае, как отметил Виктор Москвин, к 2013 году оказалась накоплена большая десятилетняя база результатов оценки, но до этого она использовалась не так объемно, как хотелось. И тогда началась активная работа. Одним из недавних дополнений к региональной системе оценки качества образования в Хабаровске стало исследование готовности первоклассников к обучению в школе. Оно проводилось в 2013 и 2014 годах, и по его итогам удалось принять ряд решений по дошкольному образованию. Выяснилось, например, что наименее готовы к школе оказались дети, которые ходили не в муниципальные детские сады. Однако на основе результатов исследования удалось выработать для каждого учителя рекомендации индивидуальной работы с детьми, которые помогли скомпенсировать имеющиеся проблемы в классах.Ни одна система оценки качества образования не обходится без международных составляющих. Советник директора ФГБУ «Информационно-методический центр анализа» Игорь Круглинский отметил, что сегодня согласно программе развития образования Россия имеет обязательства по участию в семи международных исследованиях качества образования. Помимо привычных он также отметил и такие новые для РФ проекты, как ICILS (исследование компьютерной и информационной грамотности), PIAAC (исследование компетенций взрослого трудоспособного населения), AHELO (исследование результатов обучения в высшем образовании). По словам Игоря Круглинского, у России есть перспективы для разработки своего международного инструментария, например, в области информатики и информационных технологий.Тем не менее международных исследований при всем их качестве не может быть достаточно, чтобы оценить национальную специфику образования. И первые крупные отечественные проекты уже появились. В частности, руководитель проекта «Национальные исследования качества образования» Сергей Станченко рассказал о проведенном в октябре прошлого года национальном исследовании качества образования по математике. По словам Сергея Станченко, в НИКО важно то, что результаты исследований не используются для принятия управленческих решений.Сергей Кравцов отметил, что это исследование уже показало проблемную тенденцию: с 5-го по 7-й класс результаты школьников постепенно ухудшаются, а это значит, что страдает мотивация.В текущем году, по словам Сергея Станченко, российских школьников ожидает еще ряд исследований. Уже в апреле пройдет изучение качества начального образования по математике, русскому языку и окружающему миру. Осенью исследование продолжится, только на этот раз в поле зрения экспертов попадут информатика и ИКТ.В ходе семинара-совещания собравшиеся обсудили и еще одну достаточно проблемную для исследования качества образования научную область – граждановедение. Трудной для изучения данная область является именно благодаря своему междисциплинарному характеру.Руководитель Центра общего образования Московского института развития образования Андрей Иоффе заметил, что Россия долго подступалась к данной теме и анализировала опыт участия наших школьников в международных проектах. Но уже этой весной пройдет первое национальное исследование граждановедческого образования, организатором и координатором которого выступит «Учительская газета». Участие в нем примут представители 35 регионов, а это порядка 5 тысяч учащихся 8-х классов из 250 школ.По словам Андрея Иоффе, главная идея исследования – определение направлений развития граждановедческого образования. Сергей Кравцов также отметил, что этот проект должен принести реальные, осязаемые результаты. Исследование, в частности, может показать, какие пробелы есть в преподавании дисциплин, что составляют граждановедческий комплекс наук в школе. А это как минимум обществознание, история, теория государства и права, экология, география и даже математика.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте