Не раз ученики спрашивали меня: «Почему вы стали учителем?» Очень быстро я поняла, что они ждут правды, и увидела, что дети учат меня быть честной в первую очередь с самой собой. Тогда и я в ответ могу ждать от них искренности. Так для чего же я пришла в школу? Теперь точно знаю: я пришла учиться.
Каждый день мне приходится отвечать на «сто вопросов взрослому»: «Какое у вас любимое блюдо? Какая музыка вам нравится? У вас в школе был мальчик? Какое у вас хобби? Чем вы занимаетесь после работы?» Мои ученики не хотят видеть во мне лишь кладезь знаний, они хотят видеть человека! Кроме того, они сами хотят стать для меня личностями, а не безликими пятнами за партами, потому и стремятся рассказать о себе, своих интересах, увлечениях, проблемах в школе и дома. Дети учат меня тому, что человеческие отношения важнее всего.Учителю нужно быть готовым к тому, что ученики могут спросить все что угодно. Они хотят получить от тебя информацию из любой научной области. И совершенно не важно, какой предмет ты преподаешь. Ты учитель, а значит, ты должен знать! Мои ученики напоминают мне, что нужно развиваться, постоянно идти вперед, получать новые знание, чтобы быть интересной в первую очередь им. Ведь на каждом уроке не только мы, учителя, оцениваем детей, но и они оценивают нас, поверьте, их суд гораздо строже.Я замечаю, что учителя всегда требуют от своих учеников уважения, но точно знаю, что уважение нельзя получить силой. Этому меня научили мои ученики. Для того чтобы дети тебя уважали, нужно перестать быть только учителем, а стать другом, помощником, советчиком, родным человеком. В конце концов, нужно самому начать уважать своих учеников, в каждом найти что-то такое, за что можно ценить, искренне интересоваться их жизнью, дети ответят тебе тем же.Все знают фразу: «Школа – второй дом», но далеко не все признают, что школа – это еще и театр боевых действий. Ученики – это мои учителя в области тактики и стратегии ведения «холодной войны». Теперь я точно знаю, что необходимо быть во всеоружии: иметь шутливое слово для того, кто провоцирует, строгое слово – для задиры, ласковое – для тихони. Нужно держать в голове множество цифр, дат и фактов, нужно уметь признавать свои ошибки и прощать ошибки другим. Тогда ты сможешь жить в школе, а не выживать.Именно здесь, в школе, я по-настоящему прониклась смыслом высказывания: «Для того чтобы брать, нужно сначала отдать», смысл этот мне открыли мои «маленькие учителя». Не требуй слишком многого, пока сам не научился многим жертвовать, не заставляй силой, а увлекай своими эмоциями, не жди слов благодарности, если не умеешь благодарить других. А я точно знаю, нам есть за что сказать спасибо своим ученикам, например, я благодарна им за то, что научили ничего не бояться, чаще улыбаться и быть сильной.Самое главное, «мои дети» учат меня смотреть правде в глаза: они находятся в своем времени и на своем месте. А вот мы, учителя, пришельцы из прошлого. Нужно перестать смотреть на учеников свысока, ругая новое поколение. Пришло время обратить взгляд на себя и подумать, как не стать лишним в современном мире, как не отстать. Я не считаю, что учителю нужно притворяться продвинутым, ведь дети чувствуют фальшь. Мне кажется, достаточно быть собой, признавая при этом право детей на свои собственные мысли, пристрастия, стремления. Тогда, несмотря на опыт и количество прожитых лет, у учителей и учеников будет удивительная возможность учиться друг у друга.Елена БАБИНА, учитель русского языка и литературы школы №536
Комментарии