search
main
0

Не надо плодить неудачников. Андрей Фурсенко, министр образования и науки России

Прошедшее на прошлой неделе совещание министра образования и науки с руководителями органов управления образованием субъектов Федерации отличалось от предыдущих тем, что Минобрнауки решило вступить в активный диалог с регионами. «Мы собрались на давно ожидаемую встречу, причем это не инструктивное совещание, а возможность поговорить о совместной работе, – обратился министр к сидящим в зале, – и главная наша цель – определить формы сотрудничества Минобрнауки и региональных управлений образования. Мы надеемся максимально привлечь вас к совместной работе по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы России». На совещании говорил не только министр. О своей работе рассказали директор Департамента по государственной политике в сфере образования и науки Исаак Калина, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, директор Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин и, конечно же, руководитель финансовой службы министерства Андрей Петров. После пленарного заседания участники совещания разошлись по четырем тематическим секциям.

О стратегии

Разумеется, главным стратегом был Исаак Калина. Надо сказать, что в Минобрнауки его популярность не ниже самого министра.

– Приоритетные направления развития образовательной системы РФ – это логическая часть концепции модернизации, они расставляют акценты в соответствии с потребностями сегодняшнего дня жизни страны, – подчеркнул Исаак Калина. – В то же время это попытка взглянуть на образование с учетом мнения его потребителей – учеников и работодателей.

Исаак Иосифович еще раз напомнил стратегические цели приоритетных направлений. Это прежде всего совершенствование содержания и технологии образования, развитие системы качества образования, повышение эффективности управления в сфере образования, совершенствование экономических и правовых механизмов в сфере образования, информатизация образования как средство реализации качественных изменений. Не обошел стороной Калина и проблему разработки моделей предшкольного образования (которая, к слову сказать, не всеми принимается однозначно), госстандарты на основе компетентностного подхода, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников, базисные учебные планы, а также программы по снижению классно-урочной нагрузки детей за счет расширения других форм работы, прежде всего дополнительного образования учеников.

Исаак Калина озвучил перед собравшимися несколько вариантов взаимодействия, которые предлагает Минобрнауки регионам:

– Прежде всего нам необходимо информационно-интеллектуальное сотрудничество, при котором, мы надеемся, любой проект документа, готовящегося в Минобрнауки, можно будет разослать в территории и получить на него грамотные заключения экспертов. Нужно также возобновить работу федерального совета руководителей органов управления образованием, использовать региональные разработки на федеральном уровне. Научно-методическое взаимодействие основывается на договоренностях с президентом РАО, ректором Академии повышения квалификации работников образования. В ближайшие месяцы будет проведена серьезная научно-практическая конференция ректоров Академии повышения квалификации по приоритетным направлениям. Свой опыт регион может продемонстрировать через различные конкурсы. Важнейшая задача федеральной программы развития образования – не создание новых инструкций и рекомендаций, а появление реальных, успешно действующих моделей реализации приоритетных направлений. На основе творческих конкурсов мы отберем экспериментальные площадки, где будут действовать такие модели.

Приоритет – качество

Выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова было предельно лаконичным. Но, как известно, краткость – сестра таланта. Виктор Александрович заявил о передаче прав по аттестации и аккредитации учебных заведений органам управления образованием регионов. Он также отметил, что Минобрнауки делегирует регионам и право аттестации СПО, в том числе федеральной подчиненности. Но там, где еще к этой сложной задаче не готовы, Министерство образования и науки будет само заниматься аттестацией.

Серьезной проблемой Болотов назвал отсутствие мониторинга детей, которых «мы выталкиваем из школы».

– В СССР была система всеобуча, а в ряде субъектов Федерации учет детей школьного возраста пустили на самотек, – сказал Виктор Александрович. – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки будет тщательно расследовать каждый случай, когда ребенок выпадает из поля зрения органов образования.

Виктор Александрович также заявил, что задание этого года – уточнить процедуры аттестации, аккредитации и лицензирования школ и учреждений.

Кадры решают все!

Давно забытый лозунг снова выходит на первый план и становится актуальным, когда речь заходит о подготовке педагогических кадров. Ведь без них немыслима никакая модернизация образования, и любые приоритетные направления развития останутся лишь на бумаге. Проблеме педкадров была посвящена тематическая секция, которую вел заместитель директора Департамента по государственной политике в сфере образования Игорь Реморенко.

– Существует два подхода к проблеме подготовки педкадров, – считает он. – Первый заключается в том, что педвузы должны сохранить моноподготовку по предметам. То есть набрали студентов на отдельные факультеты, дали некий специалитет и сделали учителями физики, химии, географии и прочих предметов. Второй подход подразумевает введение двухуровневой системы подготовки кадров. Сначала бакалавриат, дающий общую универсальную подготовку, а затем идет период времени, когда люди получают некий педагогический опыт на практике (выражаясь медицинским языком – интернатура), и, наконец, магистратура, где педагог получает более точную специализацию. Это очень напоминает устоявшуюся связку

«педучилище – вуз», которая уже давно получила распространение в регионах. В системе повышения квалификации и переподготовки педработников используются те же подходы. С одной стороны, в каждом ИПКРО есть предметные кафедры и кабинеты, с другой – эти вузы все чаще обрастают базовыми площадками – школами, детскими садами, колледжами, которые продвинулись по определенным направлениям. Например, есть регионы, в которых созданы площадки по нормативному бюджетному финансированию. И директорам этих учебных заведений гораздо проще рассказать коллегам о своем опыте непосредственно на месте, чем это сделали бы в ИПКРО.

Ректор же Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин считает, что самое первое звено в цепочке кадровой политики – подготовка учителей в педвузах. «Но в связи с этим, – говорит Никитин, – резонно задать вопрос: насколько введение двухуровневого образования соотносится с задачами, поставленными перед системой высшего педобразования? Пока однозначного ответа по этому вопросу нет. Но, наверное, его не может и не должно быть. Где-то реализована и успешно себя зарекомендовала система бакалавриата, а где-то прекрасно обходятся и без нее».

Меч в руках сумасшедшего

Не забыли на совещании в пылу решения стратегических задач и о воспитании. Так, министр образования Башкортостана Зугура Рахматуллина с тревогой говорила о том, что сегодня теряется нравственность детей:

– Проблема духовного нездоровья молодого поколения – это не только беда Башкортостана, это проблема всей России, и решать ее нужно на всероссийском уровне. Мы формируем грамотных людей, квалифицированных работников, но абсолютно бездуховных личностей. А ведь еще Дмитрий Менделеев сказал, что знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего.

Андрей Фурсенко откликнулся на слова министра Башкортостана, заявив, что Минобрнауки в первую очередь сейчас должна волновать проблема молодежной политики. Причем если мы сосредоточимся только на ее технократической составляющей, то ничего не добьемся. Так, для всего мира Россия – это эльдорадо, страна потрясающих возможностей. Наша же молодежь далеко не всегда связывает свой жизненный успех с успехом страны. Молодые считают за благо уехать работать за рубеж. Возможно, это связано с тем, что сейчас перед молодежью не стоят социально значимые задачи, какими раньше были БАМ, целина.

Человек должен чувствовать, что благодаря образованию он становится успешным. Надо преодолевать психологию неудачников. Ведь в чем проблема НПО? У детей ощущение, что мы туда их загоняем, заранее обрекая на неуспех в жизни. А ведь именно ремесло многим дает право уважать себя, быть самодостаточным.

Деньги, деньги…

Счастье, как известно, не в деньгах, а в их количестве. Отсюда можно вывести следующую формулу, применимую к образованию: чем меньше денег – тем больше проблем.

Андрей Петров, директор сводного Департамента экономики и финансов Минобрнауки России, сообщил, что в 2005 году объем расходов федерального бюджета на образование составит почти 80 миллиардов рублей – это лишь 90 процентов от прошлого года. Правда, оказалось, что уменьшение расходов связано с тем, что учреждения НПО и СПО передаются в регионы с объемом финансирования 24 миллиарда рублей. В целом же расходы на образование составили в федеральном бюджете 116, 3 миллиарда рублей, или 97,5 процента от прошлого года. Андрей Петров отметил существенный рост расходов (на 120, 3 процента по сравнению с прошлым годом) на финансирование высшего образования. Так, расходы на повышение квалификации в вузах и переподготовку профессорско-преподавательского состава выросли с 64, 2 миллиона до 185, 7 миллиона в 2005 году. Приоритетными в этом году будут государственная поддержка студентов, обучающихся на очной форме, капитальный ремонт зданий, пополнение библиотечного фонда, проведение олимпиад и закупка спортинвентаря для учебных заведений. Андрей Юрьевич еще раз напомнил, что финансовое обеспечение передаваемых в регионы НПО и СПО будет идти не напрямую, а через перераспределение налоговых поступлений в объеме 24,8 миллиарда рублей, которые учтены в Минфине. В то же время предусматривается выделение средств для выравнивания финансовой обеспеченности регионов. Ведь в таких субъектах Федерации, как, к примеру, Тыва, при передаче учреждений НПО и СПО могут возникнуть финансовые трудности.

В федеральном бюджете предусмотрен резервный фонд в размере 5 миллиардов рублей, которые распределят по регионам, где будет ощущаться нехватка средств по итогам за первый квартал 2005 года.

Закрыть нельзя помиловать

Больше всего копий ломалось на совещании по поводу профобразования, точнее, перехода учреждений НПО и СПО на региональное финансирование. Именно этой теме посвятил свое выступление на пленарном заседании руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин:

– Передача НПО и СПО на региональный уровень финансирования – один из важнейших элементов административной реформы в части разграничения полномочий между федеральными органами власти и субъектами Федерации. Главная причина такого решения – приблизить профессиональное образование к местным рынкам труда. Я убежден, что это должно улучшить ситуацию с подготовкой рабочих кадров. Григорий Балыхин акцентировал внимание собравшихся на пяти приоритетных направлениях работы по обеспечению функционирования НПО и СПО в условиях передачи.

1. Изучение рынка труда даст возможность прогнозировать потребность в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, а также составить баланс выпускников общеобразовательных школ.

2. Реструктуризация сети учебных заведений, передаваемых в регионы. Идеальным примером в этом отношении может служить опыт Москвы, когда из 184 училищ и техникумов создан 61 колледж по территориально-отраслевому принципу.

3. Финансирование передаваемых учебных заведений – самая острая проблема, ведь, как известно, прямым счетом бюджетные средства не передаются, в регионы отдается лишь налоговая база, которая шла в Москву.

4. Повышение эффективности работы региональных систем управления НПО и СПО.

5. Недопущение перепрофилирования и отчуждения колоссального объема имущества, которое сейчас переходит в регионы.

Мнение регионов выразил заместитель министра образования Хабаровского края Федор Довжко, руководящий системой НПО:

– Суть реформ свелась к тому, чтобы не добавить средств системе НПО, а наоборот, урезать их. Кроме того, ту модель, которую сейчас у себя с успехом внедряет Москва по объединению НПО и СПО в образовательные колледжи, вряд ли можно применить к Хабаровскому краю, где училища находятся в 17 районах, удаленных друг от друга. Наш край – дотационный, и сегодня в бюджете доходы на 15 процентов меньше, чем расходы. Поэтому уже сейчас идет речь, как бы деньги у профтеха забрать.

Реакция министра последовала незамедлительно, он оборвал Довжко на полуслове.

– Мы люди государственные, – решительно заявил Андрей Александрович. – И я хочу, чтобы вы знали: мы живем в правовом государстве. Закон принят Госдумой, и мы должны его уважать, даже если это тяжело и неприятно. Любой закон – тяжелый компромисс, и каждый человек всегда чем-то жертвует при его исполнении. До принятия закона мы можем с ним бороться, предлагать свои варианты. Но когда закон принят, наше дело – думать о том, как его исполнять.

Светлана РУДЕНКО, Вадим МЕЛЕШКО

Позиция

По мнению Андрея Фурсенко, заработная плата должна меняться, так как «сегодня учитель заинтересован лишь в арифметической сумме трудовых часов, а не в качестве преподавания». По словам министра, базовую зарплату надо привязать к базовому же учебному плану, который дает 75% от общей нагрузки. Остальные 25-30% могли бы оплачиваться как факультативы из общественных фондов по мере создания таковых.

В 2005 году повышение охватит не только педагогов, получающих деньги из федерального бюджета, но и те образовательные учреждения, которые финансируются из бюджетов регионов. Трансферты на 20-процентное повышение до окончания первого квартала и еще 10-процентное к середине года гарантированы Минфином. Министр напомнил, что финансирование сферы образования идет темпами, опережающими темпы роста бюджета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте