search
main
0

Не надо и дальше давать детям урок лжи

​Массовая утечка контрольно-измерительных материалов накануне сдачи единого государственного экзамена и организованная система их распродажи посредством ресурсов социальных сетей означает одно: полное банкротство и абсолютную несостоятельность ЕГЭ в условиях отечественных реалий.

Обращенные к должностным лицам призывы  обеспечить наконец (в который раз!) честное проведение экзамена и наказание виновных, к сожалению, утопичны: в обществе с запредельным уровнем коррупции, в котором духовные ценности перестали быть приоритетными, где отсутствует вера в торжество правосудия, а высокопоставленные чиновники, обвиненные в плагиате, не считают нужным хотя бы на время – до устранения возникших подозрений – подать заявления об отставке, подобные призывы отдают откровенной маниловщиной.10 лет назад, когда ЕГЭ только входил в режим эксперимента, в статье «Натаскивание неизбежно», опубликованной в «Учительской газете», я обращал внимание на неизбежные отрицательные последствия введения ЕГЭ для организации на уроках активной познавательной деятельности учащихся, повышения их интеллектуального уровня. Однако возможные негативные нравственные последствия этого «нововведения» были, признаюсь, в тот момент мне недостаточно ясны. Знаменательно, что  сегодня даже бывший министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что ЕГЭ  не стал лучшей формой проверки знаний, но ничего удачнее пока не предлагает. Стоило ли так упорно настаивать на внедрении этой «не лучшей формы проверки знаний» людям, сумевшим реализовать свои способности и достичь немалых высот при традиционной системе сдачи экзаменов?Всего лишь через неделю после школьных торжественных праздников, где звучали слова благодарности школьным учителям, а те обращались с проникновенными речами к своим питомцам, произошло непоправимое: вступающие в самостоятельную жизнь юноши и девушки получили урок, который они запомнят надолго, быть может, навсегда: урок торжества нечестности и несправедливости. Выполнявшие экзаменационные задания самостоятельно  и проработавшие их заранее оказались в совершенно неравных условиях, и кто решится утверждать, что высшие баллы получили лучшие и наиболее знающие?Как такое могло произойти? Не думаю, что все зло сосредоточено в отдаленных пунктах проведения экзаменов. Да я и не касаюсь многого в этой статье: продолжение использования мобильных телефонов, другие чудо-достижения современных информационных технологий, вынос экзаменационных материалов и выполнение работ преподавателями в некоторых регионах РФ, о чем свидетельствуют многочисленные материалы средств массовой информации. Все это и не столь существенно. Гораздо более важным представляется другой вечный вопрос российской действительности: что делать? Один ответ несомненен для людей совестливых и обеспокоенных будущим России: так дальше жить нельзя! Рассматривая свои предложения всего лишь как один из вариантов выхода из сложившейся тупиковой ситуации, считаю необходимым:- ввести на ближайшие 4 года мораторий на  проведение ЕГЭ. Сохранив  эту форму проведения экзаменов (при лишении привилегированных вузов права проводить дополнительные испытания), одновременно восстановить прежнюю систему вступительных экзаменов в вузах, предусмотрев обязательную устную сдачу экзаменов по гуманитарным предметам;- выделить равное количество мест как на бюджетных, так и на платных отделениях для абитуриентов, сдающих экзамены в различной форме;- предоставить выпускникам школ право выбора формы и соответственно сроков проведения экзаменов;- в течение четырех лет проводить постоянный мониторинг учебных достижений студентов, поступивших в вузы на основе различных форм проведения экзаменов;- после завершения четырехлетнего периода и опубликования соответствующих статистических данных решить дальнейшую судьбу ЕГЭ на всенародном референдуме.Понимая, что многим  мои предложения в свою очередь покажутся утопичными, отдавая отчет в том, что ЕГЭ имеет свои привлекательные стороны (в первую очередь возможность однократной сдачи экзаменов и направления документов сразу в несколько высших учебных заведений), осознавая, что прежняя форма сдачи экзаменов содержала в себе серьезные пороки,  воспринимавшиеся, однако, в значительной степени как местные злоупотребления, не освещенные авторитетом единого государственного экзамена, учитывая, что за время складывания системы ЕГЭ появилось немало кровно заинтересованных в его  проведении  сторонников (от лиц, имеющих отношение к расходованию значительных денежных средств, выделенных на проведение ЕГЭ, и провинциальной бюрократии, получившей реальную возможность всеми правдами и неправдами обеспечить  поступление в лучшие вузы страны своих дражайших отпрысков, до многочисленных авторов расплодившихся в геометрической прогрессии пособий «высшего уровня качества» и тех педагогов, кто решился стать высокооплачиваемыми внешкольными репетиторами),    будучи убежденным, что использование ЕГЭ в качестве приоритетной формы поступления в высшие учебные заведения и превращение успешной сдачи ЕГЭ в реализацию главной цели учебной деятельности ведут российское образование к интеллектуальной, а общество – к нравственной катастрофе, я обращаюсь к Президенту РФ В.Путину, Председателю Правительства РФ Д.Медведеву, председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Нарышкину, министру образования и науки РФ Д.Ливанову с призывом в сложившейся ситуации не ограничиваться косметическими изменениями, а предпринять решительные шаги. Понимаю, что сделать их весьма непросто. 25 лет назад, в 1988 году, руководство нашей страны во главе с М.С.Горбачевым приняло трудное решение о выводе войск из Афганистана. Оно спасло тысячи жизней молодых людей. Ваше решение поможет спасти сотни тысяч юных душ!Не так давно в одной из самых многотиражных газет вышла заметка под заголовком «Пока дети будут списывать, Россия с колен не поднимется». Я убежден в обратном: школьники, в особенности старшеклассники, находятся не в информационном вакууме, они знают слишком многое, даже то,  о чем не подозревают радетели их нравственности. Они не перестанут врать, пока откровенно врут взрослые!Григорий ПЛОТКИН, заслуженный учитель школы РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте