search
main
0

Не надо «галочек»

Система школьного самоуправления позволяет ребятам реализовать интересные

В России более 40 тысяч школ. Конечно, не в каждой из них существует совет обучающихся, однако есть вероятность, что ситуация скоро изменится и в стране не останется ни одной образовательной организации, где бы не было органов ученического самоуправления.

 

О такой перспективе рассуждали на пресс-конференции, посвященной Всероссийскому форуму лидеров ученического самоуправления «Территория успеха», который станет первым мероприятием Всероссийской программы по развитию советов обучающихся общеобразовательных организаций России. Встреча юных активистов состоялась на базе Международного детского центра «Артек». Более тысячи участников не только поделились опытом работы своих ученических сообществ, но и прошли программу обучения. Задел для этого уже есть: в прошлом году на площадке «Артека» более 300 лидеров ученического самоуправления стали участниками стратегических сессий. Ребята обсуждали эффективные планы вовлечения молодежи в жизнь школы. Тогда же появился Манифест ученического управления, родилась идея проведения форума «Территория успеха».

Совет обучающихся – это неотъемлемая часть гражданского образования, поэтому нет сомнения в его необходимости. Как заметила заместитель председателя Российского союза молодежи Татьяна Пуговкина, данное объединение обеспечивает ребятам право на принятие решений, касающихся непосредственно школьной жизни.

Директор Международного детского центра «Артек» Константин Федоренко признался, что возлагает большие надежды на технологию школьного самоуправления, поскольку это позволяет включить в орбиту программы воспитания большую часть детей. За примером далеко ходить не нужно. В школе «Артека» не первый год существует система ученического самоуправления, и более 80% внутришкольной жизни организуется силами самих ребят, а взрослые выступают как авангард этой команды, определяя смыслы и темы.

По словам Татьяны Пуговкиной, появится ли в образовательной организации такая форма участия в школьной жизни, как совет обуча­ющихся, зависит от степени осведомленности о ней педагогов и учеников. Инициировать и создать его несложно, все положения прописаны в нормативно-правовых документах. Однако, как считает Татьяна Пуговкина, прежде чем организовывать такое сообщество, необходимо изучить, понять, проанализировать, что хотят изменить ребята, а затем уже принимать решение. Чтобы деятельность органов ученического самоуправления не сводилась только к проведению праздников и дней самоуправления. Кроме того, как подчеркнула Татьяна Пуговкина, идею создания совета обучающихся нельзя спускать сверху, инициатива должна исходить от самих ребят.

С последним тезисом согласна председатель совета обучающихся лицея №95 Калининского района Санкт-Петербурга, зампредседателя районного совета обучающихся Милана Сафиулина. Девушка уже три года возглавляет ученическое объединение и уверена в том, что потребность в нем высока, поскольку активисты совета обучающихся организовывают диалог с администрацией, присутствуют на подписании локальных актов, проводят различные активности и акции.

– На уровне района мы стараемся как можно большему числу ребят рассказать, чем занимается наш совет, какие решения он может принимать, как налаживать связи между администрацией школы и лидерами школьного самоуправления, – поясняет Милана Сафиулина. – Это несложно, если управленческое звено заинтересовано в развитии и воспитании самостоятельности у детей.

Знакомиться с идеями ребят, слушать их размышления и предложения – это действительно полезный и важный опыт, убеждена директор лицея №410 Пушкинского, победитель конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга»-2022 Ольга Ткачева.

– В нашем лицее уже 8 лет существует школьный парламент, 3 года, как мы выбираем его президента, – рассказывает она. – Очень много инициатив от школьного парламента поступает ко мне как к директору и вообще к администрации лицея. Мы даже используем такой метод, как «идеи на просушке». То есть ребята, собираясь в неформальном пространстве, которое мы называем антиучительской, обсуждают, выдвигают интересные идеи и прищепками прицепляют их к веревочке. С этими инициативами может ознакомиться любой педагог или специалист административного звена. Те идеи, которые, на наш взгляд, достойны воплощения в жизнь, мы начинаем реализовывать. Одна из последних таких инициатив – дискуссионный клуб. Как раз в начале октября состоялось его заседание, участниками которого стали не только ученики нашего лицея, но и ребята из других школ города, даже иногородние дети и родители. Тему для обсуждения ученики предложили сами – «Чему нужно учиться сегодня, чтобы быть успешным завтра», а модератором дискуссии был как раз президент школьного парламента. По инициативе ребят у нас также работает школьная лаборатория «Инноватикум». Есть коворкинг-зона, современная медиастудия. Так что школьный парламент у нас является лидером по числу различных идей и активностей, и я считаю, что это полезная практика. Но опять же ученическое самоуправление не должно существовать для «галочки», а мы, взрослые, должны сделать все возможное, чтобы эти идеи поддержать.

Директор школы №269 Кировского района Санкт-Петербурга Елена Федоренко поддерживает коллегу в том, что детские головы просто кладезь интересных придумок. Ребята сами предлагают различные мероприятия, в том числе акции, дежурства, флешмобы. И что важно, это организует самих детей: на назначенные встречи никто не опаздывает, каждый четко знает свои обязанности и добросовестно их выполняет. По словам Елены Федоренко, ребят вдохновляет, если их идеи и предложения не остаются без внимания.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте