Отцу третьеклассника Ишана, главного героя фильма «Звездочки на земле», учителя наперебой сообщают:- Нет никаких улучшений! Книги для него – злые враги.- Он весь класс баламутит своими выходками.
– Вот его контрольная по математике. Кто бы мог подумать, что это младший брат Йохана! Да, Йохан отличник, а Ишан двоечник, нарушитель порядка, на которого жалуются не только учителя, но и соседи. И что с ним делать? Как нам, учителям и родителям, знакомо все это, не правда ли? И неизвестно, как сложилась бы судьба несчастного мальчишки, на голову которого в школе, а потом и в интернате (куда устроили его родители по совету учителей) сыпались бесконечные жалобы, если бы на его пути не встретился учитель рисования, который сумел увидеть в нем интересного, талантливого человека. Более того, он помог всем увидеть это. Почему же в отличие от многих ему это удалось? Прежде всего потому, что он убежден: каждый ребенок уникален. Ишан у него сразу вызывает желание понять, помочь: «…глаза у него такие, словно молит о помощи. Я боюсь, что он потонет». И вот это желание понять, помочь заставляет педагога отправиться в другой город – туда, где живут родители мальчика, и задать отцу вопрос: в чем видит он проблемы сына? – проблемы в его наглости, – отвечает тот. – Я спрашиваю о проблемах, а вы симптомы… Чтобы помочь отцу, этот удивительный человек рассказывает о Соломоновых островах, где аборигены, когда желают очистить участок от леса под свои поля, не вырубают деревья, а просто собираются там всем племенем и ругаются на них. Через некоторое время деревья начинают медленно погибать и в конечном итоге умирают. Да, слова имеют великую силу, обращаться с ними нужно бережно, осторожно. Об этом напомнил недавно в одной из телевизионных программ протоиерей Евгений Попиченко: «Порой человеку нужно сказать слово, которое станет зерном… Не надо детям читать мораль изо дня в день, до занудности. Нужно иметь терпение, подождать, когда душа приоткроется, и сказать всего несколько слов с верой и любовью. И эти слова способны привести человека к изменению». Одна знакомая рассказала мне, что, когда она училась в школе, ее одноклассника Витю признали умственно отсталым. А он был просто застенчивым, боязливым и, чувствуя к себе такое отношение, замкнулся и стал еще более боязливым. Когда его вызывали к доске, робел, путался и… получал, как всегда, низкие оценки. Его определили во вспомогательную школу. А спустя несколько десятков лет на юбилейной встрече он подарил бывшим одноклассникам свои книги. Да, Витя, которого когда-то признали умственно отсталым, стал писателем, потому что на его пути, к счастью, встретился человек, который сумел почувствовать его незаурядность и сказать те самые слова, которые способны изменить человека, его судьбу. «Но знали бы вы, как труден был путь к этому с моим свидетельством об окончании не обычной, а вспомогательной школы!» – рассказывал Виктор. …Заканчивается фильм праздником. У всех радостные лица, а в глазах Ишана – победителя конкурса рисунков – счастливые благодарные слезы. Такие же счастливые слезы в глазах его учителя. Я не любительница индийских фильмов, но этот – «Звездочки на земле» – советую посмотреть всем, он поможет понять себя и близких, стать лучше, добрее. Ульяна БЛЕДНОВА, учитель русского языка и литературы, Барнаул
Комментарии