search
main
0

Не надо бояться труда. Как найти новое в старом

Надежда Александровна Малышева родилась в г. Долгопрудном. В 1972 г. окончила с отличием Политехникум им. Моссовета по специальности «модельер-конструктор», а после и Московский текстильный институт по специальности «колорист». С 1983 г. работает преподавателем. Учитель высшей категории. Надежда Александровна автор программ, учебно-методических пособий, учебников по технологии, имеющих гриф Министерства образования РФ. В 2004 г. она стала лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

Комплект «Своими руками» Надежды Александровны Малышевой – первое пособие по технологии, куда входит не только учебник, но и рабочая тетрадь и пособие для учителя. Это немаловажно, учитывая тот факт, что сегодня учителя начальных классов нередко отказываются проводить уроки труда. Причина одна: не хватает простых, ясных и интересных разработок, которые не требовали бы от учителя особых творческих усилий. Комплект «Своими руками» составлен так, что учителю достаточно ознакомиться с технологией изготовления той или иной поделки, а необходимые заготовки для нее ученик найдет в рабочей тетради. Кроме того, новый комплект соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального образования, который включает в себя работу с природными материалами, бумагой, картоном, а также текстильными материалами. Автором разработан комплект учебников для всей начальной школы, в учебниках сохраняется преемственность, т.е. с каждым годом учащийся может не только осваивать новые виды технологий, но и совершенствовать свои умения в каждом из них: в аппликации, лепке, бисероплетении, макраме, оригами и т.д.

В этом году издательством «Дрофа» издан комплект «Своими руками» для 1-го класса.

– Надежда Александровна, в чем, на ваш взгляд, состоит особенность или, если хотите, необычность вашего учебника?

– Вообще «Труд», или «Технологии» – предмет сам по себе необычный. Это тот случай, когда ребенку предоставляется возможность на практике проверить полученные знания. В процессе работы над аппликацией нужно вырезать треугольники и квадраты, разные симметричные фигуры, делить полоску на равные части – вот и математика пригодилась. Для поделок из природных материалов понадобятся знания об окружающем мире. Конструирование развивает у ребенка пространственное мышление. Причем на уроках труда дети используют приемы черчения, геометрии – то, что будут изучать в более старших классах. И конечно же, полученный практический опыт зачастую помогает детям лучше усваивать новый теоретический материал. Учитель начальных классов, который сам ведет уроки труда, выигрывает от того, что может опираться в процессе объяснения задания на знания детей по другим предметам. И наоборот, в процессе объяснения нового материала он может апеллировать к знаниям детей, полученным опытным путем.

– Какие новые «авторские» технологические приемы есть в вашем учебнике?

– В основу многих моих авторских разработок положен принцип «новое в старом». То есть я просто стараюсь найти новый подход к уже известным и хорошо забытым технологиям. Раньше все делали новогодние цепи из колец бумаги: резали бумагу на полосочки и склеивали из них колечки. Этот принцип положен в основу моего конструирования из полосок бумаги. Таковы же аппликация из кусочков ниток, работы из фольги, мозаика из бумаги, моделирование из семян и листьев. Некоторые разработки, приведенные в учебнике, включают в себя разные технологические приемы – это коллажи. Обучение технологиям строится по принципу: от детали к изделию, от моделирования к собственному проекту. В этом смысле переход к коллажу – это более высокая ступенька в обучении, и переходим мы к ней тогда, когда ребенок уже получил элементарные навыки работы с некоторыми технологиями. В первом классе ребенок выполняет коллаж «Дерево», который может сочетать макраме (ствол и ветви) и нитяную аппликацию (цветы). Такая работа выполняется во втором классе коллективно. А в четвертом классе на основе тех же приемов может быть выполнена коллективная работа: «Храм Василия Блаженного» – контур выложить из ниток, а купола проплести узелками. В итоге к четвертому году обучения школьник должен подготовить индивидуальный проект с использованием разных технологий, изученных на протяжении всего учебного курса: или из бисера, или коллажный вариант, или изонить (заполнение фигуры нитью по кругу).

– Как должен учитель готовиться к уроку, если он работает по вашему учебнику?

– Учебник составлен так, чтобы максимально упростить для учителя этап подготовки к уроку. Все работы, которые предлагается выполнить ученикам, точно рассчитаны по времени, по возрастным возможностям учащихся и по необходимым материалам. План урока есть в тетради для учителя, необходимые заготовки – в рабочей тетради, образцы готовых изделий – в учебнике в специальной рубрике «Наша мастерская», так что учителю не нужно их делать самостоятельно, что раньше было обычной практикой. Таким образом, учитель 10 минут тратит на объяснение технологии изготовления работы, 10 минут в конце урока – выставка работ, и за оставшиеся 20 минут урока ребенок должен сделать аппликацию или поделку. Большая проблема – материалы, но мы стараемся использовать самые распространенные: бумагу, семена, пластилин. Также есть и домашние задания. Например, работа со снегом и песком. Предполагается, что ученики сделают фотографии своих снежных скульптур и принесут в школу на выставку.

– В вашем учебнике есть очень интересные странички «Загляни в прошлое»…

– В этой рубрике мы знакомим детей с элементами народных промыслов, национальной культурой для того, чтобы наш предмет не был бы оторван от жизни, а, наоборот, максимально к ней приближен. В первом классе мы говорим о русской народной культуре, а в третьем – об английской, поскольку мы будем изучать технологию звездной нити, первоначально возникшую в Англии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте