search
main
0

Не надо бояться реформ

​Институт педагогики и психологии образования МГПУ включает в свой состав шесть кафедр, научно-педагогический потенциал которых представлен высококвалифицированными специалистами в области педагогики и психологии, методики преподавания.

Это доктора наук, профессора М.Воропаев, Р.Резаков, Е.Сухова, С.Козлова, Т.Куликова, И.Курочкина, П.Черватюк, Г.Коджаспирова, А.Лебедев, Н.Светловская, Н.Десяева, Л.Ассуирова, Э.Переверзева, С.Ашурова, есть среди них и специалисты с мировым именем: академик РАО Ш.Амонашвили, а также члены-корреспонденты РАО М.Богуславский и А.Данилюк. Наши преподаватели – авторы научных работ, учебных пособий, востребованных практикой образования для вуза, школы и детского сада. Институт педагогики и психологии образования осуществляет профессиональную подготовку бакалавров, магистров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Наш опыт реализации магистерских программ показал, что магистранты существенно отличаются от обычных студентов педагогических вузов. Они все имеют высшее образование (выпускников бакалавриата пока еще мало), опыт практической работы в профессии, и в силу этого они очень требовательны к качеству работы профессоров и доцентов. Опыт набора в магистратуру, полученный в течение последних лет нашим университетом, показывает, что среди поступающих крайне редко встречаются «случайные» люди. Более того, основная масса магистрантов – специалисты, имеющие серьезные профессиональные достижения (педагоги высшей квалификации, руководители образовательных учреждений, научные и научно-педагогические работники), специалисты, ориентированные на совершенствование своей профессиональной подготовки. Примечательно, что среди поступающих на магистерские программы педагогического и психолого-педагогического направлений количество людей, не имеющих базового педагогического образования, достигает трети. На курсы обучения по этим программам поступают выпускники самых престижных вузов (МГУ им. М.В.Ломоносова!), нередко имеющие ученые степени кандидатов наук. Эти люди в силу разных жизненных обстоятельств оказались работниками сферы образования и испытывают потребность в профессиональной подготовке и повышении своего профессионального статуса. Создание двухуровневой системы обучения в университете повышает степень профессиональной мобильности специалистов, что делает их более конкурентоспособными, а следовательно, и более социально защищенными. Это также повышает возможности кадрового маневра при переориентации больших групп специалистов через систему магистерских программ. Появление программ магистерской подготовки создает условия для производства новых генераций руководителей и идеологов образования, воспитателей детских садов, педагогов начального и среднего звена школы. В институте осуществляется подготовка по таким программам магистратуры: «Начальное образование», «Дошкольная педагогика», «Психопедагогика виртуальных сред», «Математика в начальном образовании», «Предшкольное образование», «Русский язык в поликультурной начальной школе», «Педагогика и психология высшей школы», «Менеджмент в образовании», «Педагогическая психология», «Дошкольная психология и педагогика», «Психолого-педагогическое сопровождение социализации личности». Руководитель программы «Менеджмент в образовании» – президент МГПУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Рябов. Обучение идет по разным формам обучения (очная, заочная, очно-заочная), в том числе с использованием дистанционных технологий обучения. Два последних десятилетия научили нас бояться реформаторов и реформ, но у нас есть все основания полагать, что эта реформа высшей школы принесет системе педагогического образования значительно больше позитивного, чем негативного. Особое место в образовательном процессе занимает практика различного вида: полевая, психолого-педагогическая, педагогическая, научно-педагогическая и научно-исследовательская, в ходе которой студенты знакомятся с образовательными организациями различного типа и вида. В рамках научно-исследовательской работы сотрудниками ИППО разработаны концепция и программа педагогической интернатуры. Основная цель обучения в интернатуре – формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых для самостоятельной практической деятельности. Программа прошла апробацию в образовательных организациях, ставших базами практики института. При кафедрах института открыта аспирантура по профилям: «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Педагогическая психология», «Теория и методика профессионального образования», «Теория и методика обучения и воспитания». В институте сложились научные школы «Развитие детской одаренности», «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор С.Козлова), «Формирование личности ребенка средствами творческого чтения» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Светловская), «Создание культурно-экологической среды в образовании» (доктор педагогических наук, профессор Н.Конышева), «Условия и возможности совершенствования речевой деятельности младших школьников» (доктор педагогических наук, профессор Н.Десяева). Начиная с 2009 года в институте проводят научные семинары: «Психология одаренности и творчества» (руководители А.Савенков, Д.Ушаков, Е.Щебланова), «Проблемы психолого-педагогической антропологии» (руководители И.Егоров, Л.Филонов). Для расширения научного кругозора студентов в сфере современных психолого-педагогических технологий в 2001 году в институте был создан Центр дополнительного образования. Основная задача центра – проведение воспитательных и обучающих мероприятий, обеспечение личностного роста и профессионального уровня не только студентов вузов Москвы, РФ, но и ближнего зарубежья. На базе центра был проведен фестиваль «Математика для малышей», который заложил традицию проведения подобных фестивалей. Мероприятие такого рода объединяет всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) на фундаменте общего стремления к выявлению и развитию детской одаренности, кроме того, для детей это яркое путешествие в волшебный мир большой математики, для родителей – возможность посмотреть, какие игры и приемы можно результативно использовать дома, осознать, имеет ли их ребенок математический склад ума, как помочь ребенку в развитии его математических знаний, для учителей и воспитателей – знакомство с новыми педагогическими решениями, методическими подходами, способами организации дополнительной работы с юными дарованиями, для ученых – соединение теории и практики образования, поле для наблюдений и анализа, для студентов это прекрасная практика, пройти которую можно не выходя из стен университета. Институт педагогики и психологии образования планирует не только развивать эту образовательную программу, но и по аналогии осенью 2014 года провести фестивали «Филология для малышей» и «Естествознание для малышей». В институте мы реализуем идею студенческого самоуправления. Студенты института проявляют активность в досуговой деятельности: работают студенческий совет, студенческое научное общество и старостат, студенческие клубы, проводятся предметные недели. В Институте педагогики и психологии образования регулярно выходит газета «ИППОлит». Студенты с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях, проводимых университетом, институтом, факультетом (конкурс «Педагогический дебют», посвящение в студенты, туристические слеты, а также концерты, посвященные Дню учителя, Дню Победы, Новому году). Активное участие студенты принимают в общегородских и общероссийских мероприятиях: «Георгиевская ленточка»; День защиты детей; День памяти и скорби; празднование Дня города; Всероссийский форум молодежи «Селигер». В рамках этих мероприятий расширяются и укрепляются связи со структурными подразделениями университета (Музеем истории МГПУ, Центром развития и карьеры, Отделом по трудоустройству выпускников), с учреждениями культуры, науки и образования Москвы для повышения эффективности воспитательной работы со студентами, активно идет сотрудничество с педагогическими вузами Беларуси и Украины. Студенты ИППО принимают участие в работе Московской городской школы студенческого актива, в мероприятиях, организованных префектурами и управами районов, в которых расположены корпуса ИППО. 17 мая 2014 года обучающиеся ИППО были направлены институтом для работы вожатыми в крымский Артек. Наши студентки, работающие вожатыми в артековском лагере «Хрустальный», помогали в подготовке лагеря к приему детей в первую смену, участвовали в проведении праздников «День защиты детей», «День рождения Артека». Александр САВЕНКОВ, директор Института педагогики и психологии образования, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте