search
main
0

Не надо бояться работы с детьми

Как директор современной школы приходит в профессию? У директора Центра образования №1811 «Измайлово» заслуженного учителя РФ Александра РЫВКИНА этот путь был не совсем обычным.

В 70-е годы я работал на заводе, который располагался недалеко от корпуса МГПИ имени В.И.Ленина на Малой Пироговской. В то время среди моих знакомых было очень много студентов педагогического института, причем не только историков, но и филологов, они и убедили меня в необходимости получить высшее педагогическое образование. На тот момент у меня уже был хороший педагогический опыт – летом я работал вожатым в пионерском лагере, общение с детьми доставляло мне огромное удовольствие, а история меня всегда привлекала. Пока учился в институте, я был настолько ею увлечен, что даже не планировал идти работать в школу, а хотел заняться наукой. У меня были очень хорошие отношения с моим научным руководителем А.Кузьминым, также я был знаком с А.Сахаровым, долгое время руководившим Институтом российской истории РАН. Мне нравилось учиться в моем педагогическом вузе. Просторные лекционные аудитории в институте были просто замечательные. На нашем курсе было немного молодых людей, и мы часто пытались представить себе, как в начале ХХ века юные девушки – курсистки Московских высших женских курсов – ходили под этими арками, о чем они мечтали, с удовольствием узнавали анфиладные способы проникновения в центральные аудитории и проектировали в своем сознании исторические образы того времени. В этом здании я научился двум очень важным вещам: уважать медиков (они постоянно находились с нами в одном дворе, мы всегда хорошо общались) и по-настоящему ценить бардовскую песню. Когда в конце 70-х годов мы с женой отправились в Куйбышев на фестиваль авторской песни, встретили там очень много студентов и выпускников МГПИ. На самом деле атмосфера, которая существует в этом здании и сейчас, серьезным образом влияет на сознание тех, кто там учится, нет низких потолков, которые на тебя давят, такой простор! Я очень люблю это место, к сожалению, возвращаться туда часто не получается, но еще десятилетие назад, встречая двух-трех друзей с разных факультетов, я периодически приезжал в этот корпус, для меня и многих моих сокурсников это то место, которое активно поучаствовало в формировании наших личностей, с нами работали прекрасные педагоги Ильинская, Кузьмин, Кобрин. Я очень люблю этот вуз и горжусь, что окончил именно его. Сегодня в Москве существуют и другие педагогические вузы, которые пытаются с ним соперничать, меня часто приглашают в качестве члена жюри или экспертного совета на различные конкурсы педагогического мастерства, в том числе на «Педагогический дебют», каждый раз получаю огромное удовольствие, видя, какая огромная разница между студентами МПГУ и представителями других педвузов.После окончания вуза я не собирался идти работать в школу, сдал кандидатский минимум, защитил диссертацию, причем на базе тех материалов, которые наработал, еще будучи студентом, но судьба распорядилась иначе: однажды моя жена, с которой мы учились в одной группе, привела меня в школу, где сама работала старшей вожатой. Там она познакомила меня с директором – прекрасной и интеллигентнейшей женщиной. Л.Фейгенбаум. После знакомства Лидия Васильевна сказала моей жене: «Через пару лет я уйду на пенсию, а он станет директором школы вместо меня». Так и произошло. В 1979 году я пришел в школу и сразу был назначен завучем, через два года окончил институт и стал директором. В то время мне было уже под 30, у меня накопился большой жизненный опыт: я был женат (первым браком), успел прослужить 5 лет в армии, долго искал себя, но оказалось, что мое место именно в этой школе, где я работаю уже более 30 лет. Весь набор модернизаций, которые сегодня осуществляет наше правительство, я считаю необходимым. Конечно, нужно перестраивать и систему аттестации, и отношение учителей к своей деятельности. Но существует опасность, что вместе с недостатками, от которых современной школе нужно избавляться, нововведения могут вытеснить все интересное, авторское, сущностное. Было бы замечательно, если в новых условиях удалось сохранить все ценное, что создавалось на базе опыта прошлых десятилетий. Что же касается ЕГЭ, ГИА, нормативного финансирования, считаю, что все это правильно, эти реформы должны проводиться. Только начать осуществлять их нужно было еще лет 20 назад, тогда их реализация была бы намного проще, и сейчас не было бы такого количества проблем, ведь сегодня бумаготворчество все больше вытесняет реальную творческую работу, которая должна вестись в школе. «Не навреди!» – мой девиз, а руководство к действию: прежде чем реагировать на какую-либо ситуацию, выносить свой вердикт, выдохни, сделай шаг назад, не спеши наказывать. То, что мы видим в первое мгновение, чаще всего не соответствует истине, поэтому я стараюсь не спешить выносить никаких решений. В жизни я уже убедился, что такая позиция позволяет мне сохранять нейтралитет даже в ситуациях, в которых меня могли бы обвинить в предвзятом отношении к ученикам. Я стараюсь быть толерантным, пожалуй, толерантность – второе по значимости качество учителя, которое я бы хотел видеть в себе и в любом другом педагоге.На мой взгляд, «Измайлово» – очень интересное учреждение, в значительной степени авторское. Я всегда декларировал, что любая система может интенсивно развиваться и порождать что-то инновационное, интересное только в том случае, когда людям дают возможность реализоваться. Очень важно, чтобы в школе такая возможность была у каждого учителя, в этом и состоит одна из главных целей моей управленческой деятельности. В нашей школе работали и работают очень много талантливых личностей, многие из них, раскрыв себя здесь, сейчас участвуют в других интересных проектах уже за пределами нашего центра. Честно говоря, я считаю, что управлять все-таки не в полной мере мое дело, если бы я не вел уроки, наверное, уже ушел бы из школы. Для того чтобы чувствовать взаимосвязь с детьми, необходимо все время с ними работать. По субботам у нас проводится так называемый десятичасовой круг: учащиеся 10-х классов прослушивают курс различных дисциплин. Будучи историком, я веду занятия по истории гражданского общества, одновременно со мной еще в 6 точках работают другие педагоги: проводят лекции по ярким, интересным темам, которые напрямую не предусмотрены программой, но, по нашему мнению, нужны детям. Для меня как для руководителя очень важно дать каждому учителю возможность реализоваться как профессионалу. Учитель же в свою очередь должен дать реализоваться каждому своему ученику как личности.Интересна моя школа и тем, что в ней реализуют проекты, которые не осуществляют в массовом масштабе в большинстве школ России. У нас в содержание образования вкрапляются элементы альтернативной классно-урочной системы обучения. Уже 15 лет назад мы начали работать в тех направлениях, на которые сегодня только-только начинают указывать в федеральных стандартах, прежде всего это использование коммуникативного и мыследеятельностного методов обучения.Мы с нашим опытом базируемся в первую очередь на оргдеятельностных играх, которые придумал в свое время, в 70-е годы, замечательный советский философ Г.Щедровицкий. Реализация этой методики происходит не на уроках, а на так называемых игровых образовательных сессиях, которые вписаны в учебный план. Каждый ребенок в течение 72 часов на протяжении учебного года принимает обязательное участие в этих сессиях. Система альтернативна, так как на занятиях собираются дети разных параллелей (с 5-го по 9-й класс). Группы формируем таким образом, чтобы они были наиболее продуктивными, педагогов, работающих в группах, раньше мы называли игротехниками, теперь – тьюторами. Эти сессии в значительной степени дают возможность развивать мышление, а не память, а ведь если у ученика развито мышление, то он в состоянии предложить собственный способ решения той или иной задачи, самостоятельно понимать и анализировать любой текст. В условиях классно-урочной системы у ребенка нет возможности «породить» собственное знание, а на сессиях наши дети «проживают» это знание буквально за несколько часов, оно становится для них «присвоенным», они его уже никогда не забудут. К примеру, наш опыт показал, что дети, прошедшие сессии по теме «Дроби», намного лучше (на 15-18%) сдают ЕГЭ по математике.Еще одно направление нашей работы – это детско-взрослая академия, которая также базируется на технологиях образовательных игр. Мы организуем выездные учебные сессии, которые проводим 2-3 раза в год в периоды каникул. Отправляемся мы прежде всего в те места, где есть возможность ознакомить наших учеников с культурными и историческими ценностями: Суздаль, Владимир, Иваново, ищем интересные и недорогие варианты для проживания. Важно, чтобы во время поездки дети погрузились в культурную среду, могли всесторонне рассмотреть какую-то важную проблему, связанную с литературой, кино, театром, не совпадающую напрямую со школьным учебным планом. Такая сессия длится от 5 до 12 дней, во время поездки 100-120 детей сопровождают 25-30 взрослых: это не только педагоги, но и поэты, режиссеры, люди самых разных интересных профессий, которых удается привлечь.Дело в том, что у нас есть свои школьный профессиональный театр и телестудия. Это хорошая возможность для наших учеников попробовать свои силы в творчестве. Создавая театр, мы искали различные методики, в том числе и театральные, которые можно было использовать в работе с детьми, чтобы привлечь их внимание, научить слушать и слышать другого, а не только себя. Это было крайне важно. Я познакомился с интересными людьми – педагогами и психологами, в том числе с дочерью замечательного театрального педагога, теоретика театрального искусства П.Ершова Александрой Петровной. Мы очень близко сдружились с его учениками, создавали наш театр вместе с ними. Сейчас театр стал клубным пространством для общения, на его сцене играют не только дети, но и взрослые: педагоги, а также выпускники художественного руководителя нашего театра.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте