search
main
0

Не надо бояТЬСЯ!

Скоро стартуют ВПР по русскому языку. А вы готовы?

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки для учеников общеобразовательных организаций утверждено расписание проведения всероссийских проверочных работ в 2023 году. Это означает, что для взрослых и детей, вовлеченных в этот процесс, начинается важный момент – подготовка к ВПР. Уже с 15 марта пройдут работы для 4-8‑х классов, причем традиционно в каждой параллели обязательными будут ВПР по русскому языку.

Анализ ВПР по русскому языку в 5-6‑х классах помогает выявлять те задания, которые вызывают затруднения у обучающихся. Именно на таких заданиях при подготовке необходимо делать акцент, чтобы избежать провала.

В 5‑м классе задание 1 проверяет традиционное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изу­ченные орфографические и пунктуационные правила (рис. 1).

Рис. 1. ВПР. 5‑й класс. 25 вариантов. Вариант 1. Задание 1

Ученики допускают большое количество орфографических и пунктуационных ошибок при осложненном списывании. Этому есть определенные причины: отсутствие зоркости, бедный словарный запас, слабо развитое чувство языка, неумение проверять написанное. Как же работать с такими проблемами? На уроках и дополнительных занятиях мы расширяем словарный запас, развиваем умения анализировать и делать выводы, устанавливая закономерности. Для закрепления проводим зрительные, объяснительные, преду­предительные диктанты, орфографические минутки, тесты, которые повышают орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

Каждому учителю важно выбрать правильное пособие, которое поможет при подготовке к ВПР как на уроках, так и при самостоятельной работе. Уже не первый год я с учениками 5‑х и 6‑х классов использую сборники «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен». Удобство данного пособия в том, что оно выходит в трех форматах – 10, 15 и 25 вариантов, что позволяет мне выбрать подход именно к моему классу и индивидуализировать обучение, подобрав конкретный материал для ученика.

В текстах задания 1 ВПР по русскому языку встречается орфограмма «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах». Дифференциация написания – базовый навык, необходимый обучающемуся. Задавая определяющие правильность написания вопросы к глаголу в каждом тексте сборника «ВПР. Русский язык» от издательства «Экзамен», можно на практике отточить навык в определении корректного употребления ТСЯ и ТЬСЯ.

Также затруднения у пятиклассников вызывают задания 8-12 из второй части работы. От ребят требуется анализ текста, что является достаточно сложным моментом. Можно научить ребенка отличать главную информацию от второстепенной, задавать корректный вопрос по тексту, определять лексическое значение слова и тип речи, разбираться в лексических средствах выразительности только путем диалога, беседы, но основанной на текстоцентризме. Сборник «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» предлагает тексты различной тематики: о животных, дружбе, об увлечениях. Они способны включить ребенка в диалог, что способствует корректному выполнению заданий.

Судя по опыту прошлых лет, в 6-х классах трудным было задание 14. Объяснить значение фразеологизма – задача не из легких, ведь в этих лексических единицах проявляется тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Поэтому важно не только рассказать о том, что называется фразеологизмом, но и найти практическое применение изученному. Причем примеры мы с детьми берем из повседневной жизни, что самым благоприятным образом влияет на усвоение информации (рис. 2).

Рис. 2. ВПР. 6‑й класс. 25 вариантов. Вариант 14. Задание 14

Благодаря тому что пособие «ВПР. Русский язык» от издательства «Экзамен» создано разработчиками вариантов ВПР и получило положительную экспертную оценку ФИОКО, можно смело его применять для качественной подготовки к проверочным работам. Кроме того, сам формат сборника удобен: есть место для записи ответов и для заметок. Родители могут также принимать активное участие в подготовке к ВПР: пособие содержит подробные инструкции и критерии оценивания, разъясняющие ход работы и требования. Проверить себя может и сам ученик, сравнив свои записи с ответами в конце сборника.

В целом ВПР проходят без стрессов и негативных эмоций при должной подготовке. Ученик, уверенный в своих силах и знакомый с заданиями работы, без труда подтвердит уровень своих знаний. Не будем терять времени даром. Успех наших учеников в наших руках!

Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Грязи, Грязинский район, Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте