Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки для учеников общеобразовательных организаций утверждено расписание проведения всероссийских проверочных работ в 2023 году. Это означает, что для взрослых и детей, вовлеченных в этот процесс, начинается важный момент – подготовка к ВПР. Уже с 15 марта пройдут работы для 4-8‑х классов, причем традиционно в каждой параллели обязательными будут ВПР по русскому языку.
Анализ ВПР по русскому языку в 5-6‑х классах помогает выявлять те задания, которые вызывают затруднения у обучающихся. Именно на таких заданиях при подготовке необходимо делать акцент, чтобы избежать провала.
В 5‑м классе задание 1 проверяет традиционное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила (рис. 1).
Ученики допускают большое количество орфографических и пунктуационных ошибок при осложненном списывании. Этому есть определенные причины: отсутствие зоркости, бедный словарный запас, слабо развитое чувство языка, неумение проверять написанное. Как же работать с такими проблемами? На уроках и дополнительных занятиях мы расширяем словарный запас, развиваем умения анализировать и делать выводы, устанавливая закономерности. Для закрепления проводим зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, орфографические минутки, тесты, которые повышают орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.
Каждому учителю важно выбрать правильное пособие, которое поможет при подготовке к ВПР как на уроках, так и при самостоятельной работе. Уже не первый год я с учениками 5‑х и 6‑х классов использую сборники «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен». Удобство данного пособия в том, что оно выходит в трех форматах – 10, 15 и 25 вариантов, что позволяет мне выбрать подход именно к моему классу и индивидуализировать обучение, подобрав конкретный материал для ученика.
В текстах задания 1 ВПР по русскому языку встречается орфограмма «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах». Дифференциация написания – базовый навык, необходимый обучающемуся. Задавая определяющие правильность написания вопросы к глаголу в каждом тексте сборника «ВПР. Русский язык» от издательства «Экзамен», можно на практике отточить навык в определении корректного употребления ТСЯ и ТЬСЯ.
Также затруднения у пятиклассников вызывают задания 8-12 из второй части работы. От ребят требуется анализ текста, что является достаточно сложным моментом. Можно научить ребенка отличать главную информацию от второстепенной, задавать корректный вопрос по тексту, определять лексическое значение слова и тип речи, разбираться в лексических средствах выразительности только путем диалога, беседы, но основанной на текстоцентризме. Сборник «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» предлагает тексты различной тематики: о животных, дружбе, об увлечениях. Они способны включить ребенка в диалог, что способствует корректному выполнению заданий.
Судя по опыту прошлых лет, в 6-х классах трудным было задание 14. Объяснить значение фразеологизма – задача не из легких, ведь в этих лексических единицах проявляется тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Поэтому важно не только рассказать о том, что называется фразеологизмом, но и найти практическое применение изученному. Причем примеры мы с детьми берем из повседневной жизни, что самым благоприятным образом влияет на усвоение информации (рис. 2).
Благодаря тому что пособие «ВПР. Русский язык» от издательства «Экзамен» создано разработчиками вариантов ВПР и получило положительную экспертную оценку ФИОКО, можно смело его применять для качественной подготовки к проверочным работам. Кроме того, сам формат сборника удобен: есть место для записи ответов и для заметок. Родители могут также принимать активное участие в подготовке к ВПР: пособие содержит подробные инструкции и критерии оценивания, разъясняющие ход работы и требования. Проверить себя может и сам ученик, сравнив свои записи с ответами в конце сборника.
В целом ВПР проходят без стрессов и негативных эмоций при должной подготовке. Ученик, уверенный в своих силах и знакомый с заданиями работы, без труда подтвердит уровень своих знаний. Не будем терять времени даром. Успех наших учеников в наших руках!
Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Грязи, Грязинский район, Липецкая область
Комментарии