Не за горами 1 сентября. Но прежде чем зазвучит веселый звонок колокольчика, школу необходимо подготовить к началу учебного года. В особенности интенсивно эта подготовка идет сейчас: ремонтируют, красят, белят…
Все, кто причастен к системе образования, знают фактическое положение дел с материальным обеспечением в отрасли, знают хронический дефицит, который на протяжении многих лет испытывают общеобразовательные учреждения. Этот злополучный дефицит коснулся всего, в том числе и вопросов обеспечения безопасности детей и персонала. Подтверждение этому – пожары, которые практически повсеместно происходят в общеобразовательных учреждениях.
Пожары стали проблемой, которой были вынуждены заниматься и Президент России, и правительство, и Министерство образования, и ряд других министерств. Все они требовали одного – навести порядок в школах, принять меры к тому, чтобы те не горели. Требование справедливое и правильное: проблему нужно решать на всех уровнях. Но при этом пожарные МЧС России не должны оставаться в стороне. Почему именно они? Какое они имеют отношение к школе?
Для ясности обратимся к конкретным позициям, напрямую связанным с общеобразовательными учреждениями. 8 августа 2001 года был принят новый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предусмотрел необходимость лицензирования в области пожарной безопасности. Давайте на бытовом уровне посмотрим, что собой представляет «деятельность по предупреждению и тушению пожаров» конкретно в общеобразовательных учреждениях.
Это вовсе не значит, что если дворник школы очистил крышку люка, под которым находится пожарный гидрант, то он осуществил деятельность по предупреждению и тушению пожаров. Покрасил завхоз трубу или шкаф пожарного крана – это тоже еще не деятельность, поставила уборщица урну, в которую курильщики бросают окурки, тоже не деятельность и т.д.
Но какое отношение закон о лицензировании отдельных видов деятельности имеет к общеобразовательным учреждениям и пожарам в них? Как ни странно – самое прямое.
В приложении к приказу МЧС, родившемуся после принятия закона о лицензировании, отмечается, что лицензированию подвергается «обучение должностных лиц и работников организаций, учащихся общеобразовательных учреждений и населения мерам пожарной безопасности». Иными словами, для того чтобы учительница рассказала первоклашкам о том, что нельзя оставлять включенным без надзора телевизор или газовую плиту, она должна… получить лицензию. А что уж тут говорить об учителях физики и химии, где изучают процессы горения и ставят различные опасные в пожарном отношении опыты! Получается, что им вообще и шагу ступить нельзя без лицензии в деятельности по предупреждению и тушению пожаров.
К чему это приведет? Инспектор Госпожнадзора, придя в школу, вместо того чтобы провести беседу с детьми, методически помочь учителям, рассказав о последних случаях пожаров и их последствиях, вместо того чтобы организовать работу дружины юных пожарных, вместо того чтобы, возможно даже, «пошугать» курильщиков, превратился в надзирателя. Для него больше представляет интерес «лицензия на деятельность по обучению учащихся мерам пожарной безопасности», чем все другое, в том числе и вопросы противопожарного состояния школы.
Для примера сравним две позиции. Требование по лицензированию обучения, которое должен контролировать инспектор Госпожнадзора, объявлено приказом МЧС России, а Положение о дружинах юных пожарных (ДЮП), которые по нормальной схеме должны быть в каждой школе, утверждено председателем президиума Центрального совета ВДПО. То есть тем, кто к должностным лицам Госпожнадзора не имеет никакого отношения! После этого несложно догадаться, за выполнением какого документа будет больше смотреть инспектор Госпожнадзора, носящий к тому же погоны. Так вроде бы невольно сместились приоритеты: с прямой и непосредственной работы с детьми на формальный и бюрократический. Не детишки, не плохая электропроводка и т.д., а… лицензия и следующий тенью за ней коммерческий интерес – вот одна из причин того, что школы горят, а детишки в них гибнут и получают травмы!
Голый с голого рубашку рвет, нечто подобное происходит по отношению к школе. Инспектора Госпожнадзора, содержащиеся за счет бюджетных средств, не важно каких – федеральных или местных, на основании ведомственного приказа вынуждены требовать от общеобразовательных учреждений наличия лицензии на «деятельность по предупреждению и тушению пожаров». И сейчас на этапе подготовки образовательных учреждений к новому учебному году, когда пожарный инспектор будет подписывать акт о готовности, эта лицензия станет во многих случаях камнем преткновения.
Ни закон, ни постановление Правительства Российской Федерации не требуют от школ и образовательных учреждений лицензии по пожарной безопасности. Ее придумали и ввели для своего удобства сами пожарные. Возможно, для того, чтобы держать школы, а точнее, их руководителей в ежовых рукавицах. Это вдвойне удобно после многочисленных пожаров в школах. Нет сомнения в том, что сегодня большая армия пожарных инспекторов обеспечивает на местах реализацию упомянутого приказа.
Впору задать вопрос: «Каким требованиям пожарной безопасности должны соответствовать школы и другие общеобразовательные учреждения? Где прописаны эти самые требования?» И здесь мы сталкиваемся с неясностью. Как ни удивительно, но у нас до сих пор нет четких правил пожарной безопасности, адаптированных к специфике общеобразовательных учреждений…
В свое время были Правила пожарной безопасности, утвержденные Госкомитетом по образованию и согласованные с МВД страны. Потом их, как наследие СССР, отменили, ничего взамен не родив. На сегодня есть нормы пожарной безопасности по культовым учреждениям (церквям, синагогам, мечетям), есть ведомственные правила пожарной безопасности для Роскомпечати. Даже для учреждений уголовно-исполнительной системы есть свои нормы. А для общеобразовательных учреждений четких и понятных правил пожарной безопасности, адаптированных к ее специфике, нет.
Есть общие правила. Эти правила сродни крылатому выражению, где все «смешалось в кучу – кони, люди…». Они в равной степени касаются школ, казино, автозаправочных комплексов, транспорта, других предприятий и производств. Возможно, такие «всеядные» правила удобны инспекторам, но не руководителям общеобразовательных учреждений. В них весь раздел «научные учреждения и учебные заведения» состоит из десяти пунктов, и это в то время, как в предписании пожарного инспектора по любой школе мероприятий, предлагаемых для исполнения директору, бывает на несколько порядков больше.
Одним только предписанием по глухим решеткам на окнах можно кого хочешь загнать в угол и довести до инфаркта. Можно, конечно, повесить на решетки колокольчики и соответственно они станут «звонкими», но обеспечит ли это безопасность людей в случае пожара? А ведь именно металлические решетки в ряде случаев были косвенной причиной гибели детей.
Можно много и долго говорить о пожарной безопасности образовательных учреждений, но от этого будет не много проку. Минобру России не надо надеяться на доброго дядю , который позаботится о пожарной безопасности его объектов. Ему самому в порядке, установленном федеральным законодательством, необходимо создавать нормативную базу по вопросам противопожарной защиты своих зданий, по обучению детей и персонала мерам пожарной безопасности. Без этого порядка не навести. Надо реально осознавать, что на выполнение ныне действующих размытых требований пожарных правил, которые никак не адаптированы к образовательным учреждениям, никаких денег, даже больших и очень больших, не хватит. Здесь должны возобладать хозяйский подход, разумная достаточность и юридическая точность.
Москва
Комментарии