search
main
0

Не набор услуг! Актуально!

В Послании Федеральному Собранию есть весьма жесткая формулировка о том, что весь мир вступает в эпоху «кардинальных перемен, а может быть, даже потрясений», когда ожесточится конкуренция за ресурсы, и «прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект». Именно эта конкуренция покажет, «кто вырвется вперед, а кто окажется аутсайдером, неизбежно потеряет свою самостоятельность».

Отец двух выпускников нашего лицея при встрече радостно рассказывал: «Сергей уже 14 лет в Штатах, защитил докторскую по физике – хорошо его в лицее учили! Работает над международными проектами в Лос-Аламосе». Это географическое название мне, физику, сказало очень многое. Сергея я помнил, помнил и его сестру, золотую медалистку Татьяну. «А Таня в Австрии, там у нее семья и работа», – ответил собеседник. Вспоминаю других выпускников. Один, которого профессор физики из Политеха готов был взять сразу на третий курс, получил степень в Германии, учит студентов математике и физике в Америке. Другой учит японцев компьютерным премудростям. Третий успешно работает в Силиконовой долине, которую нам многократно представляли в качестве образца. Значит, президентский призыв – вырваться вперед – обращен не только к тем учителям, которые хорошо учат, но и к тем людям, кто и по должности, и по совести обязан сделать все возможное, чтобы наши талантливые выпускники, специалисты предпочитали оставаться в своей стране, чтобы они здесь зарабатывали свои Нобелевки, а не где-то в Англии, как это случилось недавно. «Страна, которая не может пробиться в круг создателей новых, новаторских технологий… обречена на зависимое положение». Ах, как хотелось бы именно здесь услышать объяснения: почему именно в те годы, когда первые лица государства настойчиво говорили об инновационном курсе развития, наукой и образованием руководил человек, упрекавший советскую школу за ее направленность на формирование человека-творца, созидателя и призывавший формировать грамотного потребителя всего того, что создают и потребляют другие? Этого нам так и не объяснили. И еще одно. До сих пор людям говорили: работай на себя, становись богатым и успешным, и тогда богатой и успешной будет и Россия… Не получилось. Уходящий с должности гендиректор «Норильского никеля» получил «компенсацию» в 100 миллионов долларов – куда уж богаче и успешнее! Он заплатит подоходный налог 13 процентов, и станет ли Россия от этого богаче и успешнее? Президентом сказано: «Работа каждого на себя имеет и свои пределы. Нельзя достичь благополучия, если за порогом такого дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности». Оказывается, нужно – и люди начинают это делать – «соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа, с интересами государства». Это практический призыв к возрождению того, что было, но за последние два десятилетия во многом утеряно. А что утеряно – этому надо учить заново, заново взращивать, воспитывать в каждом человеке. Учить, воспитывать… Значит, это к нам, работникам системы образования, относится. И опять-таки впервые на таком уровне про интеллигенцию прямо сказано, что эти люди «вынуждены отказывать себе и в нормальном отдыхе, и в жизненном комфорте, и в профессиональном развитии, искать постоянные дополнительные заработки». Это ведь про нас, все как есть прямо по Маршаку: «Назовем-ка мы кошку кошкой». А последующее обещание «кардинально изменить ситуацию в социальных областях» мы с вами все вместе либо будем ощущать как реальное дело, либо будем вспоминать, как и многие другие обещания власти. Еще важно, что в качестве первоочередной сформулирована наконец на самом высоком уровне задача укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. «Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики». Какая исключительно точно определенная триада! И мы с вами – общее образование – на первом месте! А дальше – самое-самое главное, с чего, по сути, и должны начинаться те самые кардинальные перемены: «Эти сферы не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». Не набор услуг! Вот с чего теперь надо начинать. Более пяти лет назад два директора гатчинских школ, критикуя в «Учительской газете» (номер от 19 июня 2007 года) ошибочность ряда исходных положений, взятых министерством за основу политики реформ, на первое место ставили «отношение к образованию как к одному из сегментов сферы услуг». (Впрочем, возможно, и они были не первыми в такой критике.) Теперь предстоит большая работа, в частности, с родителями, многих из которых причисление школы к сфере обслуживания устраивало. В этой сфере ведь потребитель всегда прав… Не хотел бы, чтобы кто-то воспринял мои заметки как панегирик Посланию – в нем много мест, где хотелось бы услышать иное. Например, когда говорилось о кружках, секциях, других нормах работы с детским творчеством, вместо пространного «все это должно быть доступно каждому ребенку вне зависимости от материального положения семьи» хотелось бы увидеть и услышать краткое «бесплатно». Но это тема отдельного разговора. ​Михаил КИСЛОВ, учитель Гатчинского лицея, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте