Школе в одиночку не выжить. Как любой развивающийся организм, она нуждается в поддержке. Причем не только на государственном уровне. Важно, чтобы это понимала родительская общественность. Там, где школьный организм становится общей заботой родителей, ученического и педагогического коллективов, школа перестает бороться за выживание и начинает жить. Наталья Иванова, директор школы №284, проверила это на собственном опыте. В ее школе начал функционировать один из первых попечительских советов в городе.
Идея создания попечительского совета появилась у нас в 2000 году. Озвучил ее тогда председатель родительского комитета. Признаюсь, что идея мне очень понравилась, она грела, хотя я была далека от понимания того, что такое попечительский совет. Мы открыли центр развития духовной и спортивной культуры «Петербург», и при этом некоммерческом партнерстве был зарегистрирован попечительский совет. В то время всего в трех школах города действовали подобные советы.
– Были ли проблемы при открытии попечительского совета?
– Нет, ни открывать, ни регистрировать его было нетрудно. Если честно, то было просто непонятно, как осуществлять эту деятельность. Чуть позже уже определилось, что попечители – это вкладчики. Однако образование – это не та область, куда хотят вкладывать, поскольку здесь нет мгновенного результата. Для инвесторов образование неинтересно. Поэтому, просуществовав полтора года, мы как-то разошлись в интересах.
Надо сказать, что я всеми доступными способами пыталась привлечь родителей в этот попечительский совет. Многие из них заинтересовались. Дело в том, что сегодня в образовании, да и не только в образовании, многое меняется. Развиваются новые технологии, появляются новые направления в науке. Школа не может быть от этих процессов в стороне. Она должна поспевать за временем. К сожалению, многим родителям это непонятно, они не видят, как это важно. Поэтому на начальном этапе существования нашего попечительского совета с теми родителями, что в нем были, работалось трудно. Все инициативы проходили со скрипом, и особого желания помогать школе не наблюдалось. Однако через два года у меня появился новый председатель попечительского совета, Марина Витальевна Макарова, и я считаю, что с ее приходом начался новый этап жизни попечительского совета. Современная мама, она взялась за работу очень активно. Причем главное, к чему мы с ней пришли: школе важны не только финансовые вливания, гораздо ценнее – участие родителей в жизни школы. Идея, которую я пыталась провести через работу попечительского совета, заключалась в следующем: родители должны понимать, что происходит в образовании. Конечно, они знакомятся с документами: кто-то читает, кто-то нет, но по большому счету мало кто из них понимает, в чем суть тех или иных процессов, происходящих в системе.
Наш попечительский совет участвовал не только в родительских собраниях, но и в педсоветах, открытых мероприятиях, которые мы проводили на уровне города: конференциях, семинарах. Попечительский совет выходил на совет старшеклассников, к законодательной власти города. И это было здорово. Получилось, что попечительский совет как бы влился внутрь нашего школьного организма. Конечно, в этом огромная заслуга Марины Витальевны. Очень многое зависит от личности лидера, от его заинтересованности. Определился смысл существования совета, стали видны подвижки.
– Каковы они?
– Самое ценное в том, что родители повернулись к школе лицом. Мы всегда существовали порознь: родители, школа, а между нами дети. А здесь родители стали жить проблемами школы, захотели знать, что в ней происходит. Поняли, что совсем не главное – нести в школу деньги. Многие из них, начав вникать в школьные будни, сами захотели помочь. Понимаете, сегодня, к сожалению, тиражируется негатив, связанный с финансовой помощью школе, но никто не говорит о положительном опыте. У нас, к примеру, последние семь-восемь лет в школе нет наличных денег. Я вообще противница этого. Все оплаты, пожертвования у нас идут через банк, по закону.
– Расскажите, пожалуйста, более подробно о работе попечительского совета.
– Начиналось все с того, что я показываю представителям совета, а их семь человек, расписанную смету. Они оценивают реальность осуществления того или иного пункта. Потом разговаривают с родителями. Выясняется, кто каким образом может помочь. Так создалась некая сеть помощи школе. На собраниях, которые проходили четыре раза в год, члены попечительского совета отчитывались, с кем они общались, что достигнуто.
Кстати сказать, у нас прижилась такая идея совета: выпускники оставляют о себе память. На торжественной линейке в честь последнего звонка они обычно дарят школе подарок. Таким образом, у нас появились телевизоры, видеомагнитофоны, радиоаппаратура. Сегодня это уже стало традицией.
Также традиционно в течение десяти лет мы участвуем в пробеге памяти, который проводит Кировский завод. Занимаем первые места, и дети сами решают, на что потратить заработанные в этом соревновании деньги. В организации пробега всегда принимал участие попечительский совет.
Увы, все когда-нибудь кончается. Марина Витальевна ушла от нас. Но сама идея сохранилась, и хотелось продолжать работать. Особенно в преддверие финансовой самостоятельности школ и хронического недофинансирования со стороны государства. Был период, когда я растерялась, но помогли юристы. Они подсказали пути законной помощи родителей. И в прошлом году мы создали благотворительный фонд поддержки и развития средней общеобразовательной школы №284. Наш попечительский совет как бы перешел в совет фонда. Другое дело, что теперь в совете фонда есть представители педагогического коллектива, родители и представители муниципального совета. То есть расширился круг участников. Наш фонд зарегистрирован, имеет юридическое лицо. Прежде чем его открывать, мы представили родителям наши программы. Таким образом, те программы, которые мы запустили, прошли общественное обсуждение в школе.
– Что за программы?
– Есть, к примеру, программа развития школы. Что на деньги для этой программы приобретено? Стенды символики, стенды отличников, правила дорожного движения, а также все необходимое для создания зимнего сада.
Программа «Безопасная школа» включает в себя охрану. Программа «Поддержка ученика и учителя» – это материальная помощь нуждающимся. Программа «Детский праздник» – это призы и награды. У нас в конце года проходит ассамблея школьников, где награждаем за все, что сделано в школе, детей, родителей и учителей. Программа «Здоровьесберегающие технологии» – помощь медицинскому кабинету, заземление в компьютерных классах. Программа «Информационные технологии» – подключение к интернету. Теперь у нас каждый компьютер имеет выход в сеть. Эти программы невероятно развернули работу школы. Благодаря фонду мы можем сделать текущий ремонт.
– Как родители участвуют в работе фонда?
– В начале года им предложено подписать договор. Кто-то подписывает, кто-то нет, это дело добровольное. Там все прописано. Конечно, есть родители, которые не хотят работать с фондом. Но здесь нужно понимать: школа может выжить, если не вводить никаких новых технологий, но кому нужна такая школа? Современный уровень – это не только компьютерный класс, это умение учителя работать с видео-, мультитехникой. Это интересные уроки. Если родитель хочет, чтобы ребенок учился в современной школе, в нее надо вкладывать.
– Как фонд отчитывается о произведенных расходах?
– Два раза в год идет полный отчет о расходах. Также в нашей газете «Школьные будни» мы даем информацию о работе фонда.
Санкт-Петербург
Комментарии