search
main
0

не на площадях

Тот, кто ее знает, остается человеком

ни славянской письменности и культуры – единственный светский праздник, в котором активное участие принимает православная церковь, не только русская. В этом году он проходил на рязанской земле. Празднование совпало с 55-летием Победы. Поэтому в городском парке для старшекласс ников Рязани прошел урок. Необычный.

Скамеечки перед сценой в парке постепенно заполнились школьниками. Больше всех повезло тем, кто пристроился в тени высоких лип. «И все мы помним этот день» – такова была тема урока.

Он начался с выпускного вальса. Вдруг веселую музыку сменила тревожная, актеры замерли. Война. Через минуту вчерашние выпускники вышли на сцену в солдатских гимнастерках, с автоматами в руках. Актеры – ровесники зрителей. Они читали стихи о войне – Великой Отечественной, афганской, чеченской. Звучали известные со школьной скамьи строки Твардовского, Юлии Друниной, Семена Гудзенко.

– И все-таки это урок, – считает учительница культуры речи рязанской школы #14 Татьяна Коробкова. – Не в методическом плане, конечно. И не потому, что звучат стихи из школьной программы. Цель его не в том, чтобы показать передовой опыт. Это попытка ребят осмыслить то, что произошло более полувека назад.

Какое оно, поколение сегодняшних выпускников? Ветеран войны, рязанский поэт Борис Жаворонков отзывается о нем с уважением. Сам он в 17 лет ушел добровольцем на фронт.

– Я считаю, что наша молодежь в большинстве своем стремится к идеалу, который я бы назвал одним словом – справедливость.

Но самое главное событие, связанное с образованием, произошло в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в рязанской школе #31. Здесь открылся музей Измаила Срезневско го – основоположника славяноведе ния. Его отец Иван Евсеевич в свое время пешком пришел из рязанского села Срезнева к порогу духовной семинарии учиться. Оттуда направился в Московский университет. Ему дали меткое прозвище – рязанский Ломоносов. Иван Срезневский – первый профессор российского красноречия, основал университет в Ярославле. Здесь и родился у него первый сын, которого назвали Измаилом. Его исследования по запорожской старине использовал Гоголь. Трехлетняя командировка по славянским странам позволила собрать богатейший этнографический и языковедческий материал. Измаил Срезневский прошел все славянские страны – от Хорватии до Польши. Опираясь на языкознание, он доказывал единство и значимость славянских наций в истории Европы. Главный труд Измаила Срезневского вышел спустя 13 лет после его смерти – это Словарь древнерусского языка.

Школа #31 – обычная общеобразовательная. Благодаря музею развивается краеведческое направление. Как рассказала директор Татьяна Бирюкова, в учебный план включены предметы, связанные с языкознанием: речь – культура общения, риторика и древнерусский язык (факультативно). На старшей ступени в гуманитарных классах – лексикография. Краеведческая работа, преподавание права и языковедческих предметов определяет лицо школы.

С директором музея, учительни цей русского языка и литературы Ниной Колгушкиной, мы поговорили после «круглого стола», посвященного научной деятельности Измаила Срезневского.

– Срезневский – имя, которое, согласитесь, известно немногим. Что современной молодежи даст знакомство с этим ученым?

– Это человек, заботившийся прежде всего о своем языке, своих корнях, о той славянской идее единения, которая так необходима сейчас. Это очень важно для воспитания молодежи -память о собственных корнях. Наш музей ориентиро ван именно на это.

– С чего начался ваш музей?

– С похода в село Срезнево. Два года мы с детьми работали в архивах, встречались с учеными, постигали труды Срезневского, его значение. Срезневский интересен тем, что у него есть продолжатели, которые делают серьезное дело в языкознании. Вот что еще нас заинтересовало.

– По-вашему, у музейной педагогики большое будущее?..

– История делается не на площадях, а в архивах, поэтому будущее у музейной педагогики действитель но большое. Она ненавязчива и глубоко затягивает. Знаешь историю, ценишь ее, любишь – останешься человеком. Все, что ребенок приобретает на этой земле, приходит через язык. Мы печемся о рязанских корнях. Чтобы ребенок не смотрел ни на Запад, ни на Восток, а знал: мое место здесь, на рязанской земле.

В коротком интервью, которое удалось взять у министра культуры Михаила Швыдкого, он заверил, что видит задачу своего ведомства в развитии дополнительного образования – именно в этой сфере теснее всего переплетаются интересы двух министерств…

Недалеко от Рязани располага лось семейное имение Скобелевых. У памятника генералу состоялся митинг, приуроченный к празднику. Сегодня бронзовый генерал сурово смотрит в сторону новеньких высотных домов. На территории нового микрорайона, где установлен генералу памятник, расположилось бы несколько дореволюционных Рязаней. Эх, память, память. Одни собираются у памятника, чтобы почтить память генерала, другие воруют плиты с пьедестала, на котором стоит его бронзовый бюст. Грустно видеть на их месте бетонные заплатки, выкрашенные под коричневый цвет мраморного пьедестала…

У памятника обращаю внимание на рослого и крепкого человека с большим букетом цветов. Это Борис Акимович Костин, петербургский писатель и драматург, автор книги о Скобелеве, которая вышла в этом году в серии «Жизнь замечательных людей»(см. «УГ» #15). Здесь, у памятника, и удалось нам поговорить.

– Как вы «открыли» для себя Скобелева, Борис Акимович?

– Мой прадед воевал в Архангелогородском полку в составе дивизии, которой командовал Скобелев. По преданию, он, фельдфебель Андриан Костин, привез с русско-турецкой войны штык турецкого солдата, который отдал на переплавку для памятника в честь победы в этой войне. Работая, я с удивлением обнаружил, что никто из военных историков никогда не занимался такой благодатной темой, как жизнь и деятельность Скобелева. А она действительно благодатна, ведь не случайно Скобелева называли «полководцем, Суворову равным» и «славянским Гарибальди». В конце ХIХ века он был символом единения славян.

Долгие годы на Скобелеве был ярлык «крепостника», «реакционе ра», «душителя свободы и независимости среднеазиатских народов». Но такой любовью, как он, в России не пользовался даже император.

О памяти, о необходимости знать родную историю сказала, поднявшись на ступеньки Успенского собора в Рязанском кремле вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко. Память о прошлом она назвала общечеловеческой ценностью.

InterReklama Advertising Network

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте