Из школы вынуждены уходить даже те, кто пришел туда осознанно – по призванию и зову сердца. Почему так получилось? Кто довел преданных профессии педагогов до отчаянного шага?
Причины на поверхности. Система, направленная на оптимизацию за счет интенсификации труда, прежде всего выталкивает из школы людей, привыкших работать добросовестно, с полной отдачей.
Любой учитель со стажем знает, что максимальная нагрузка, при которой возможна качественная и творческая работа, – 18 часов, то есть ставка. Многих вполне устроили бы 15‑16 часов. Но любой директор скажет: сегодня школе это невыгодно. По многим причинам, и в первую очередь финансовым. Полторы или две ставки – вот минимум, к которому руководители образовательных организаций принуждают даже молодых педагогов. Начинающие, не нюхавшие пороха, как правило, соглашаются. Не только потому, что больше остальных возрастных категорий нуждаются в деньгах, а оплата труда молодого специалиста без категории и стажа чисто символическая и многими воспринимается как насмешка. В большей степени молодые соглашаются на две ставки, потому что не знают, что такое учительский труд, каких колоссальных нервных издержек он требует. И чем моложе педагог, чем больше его нагрузка в начале карьеры, тем скорее он выгорает.
Сегодня нередки случаи, когда тридцатилетние педагоги вынуждены уходить из профессии… по настоянию врача. Уходить, чтобы сохранить остатки здоровья. Глубочайшие депрессии, тяжелые неврологические состояния, вызванные глубокими, необратимыми изменениями в психике – все это результат ежедневных эмоциональных перегрузок, хронического недосыпания, повышенного уровня ответственности и бесконечного чувства вины, к которому возрастные учителя с большим стажем не столь восприимчивы, ибо с годами выработали защиту, да и привыкали к все более повышающимся требованиям постепенно.
Молодые и совестливые учителя не умеют отказывать администраторам. Не считают возможным отказываться от многочисленных и часто неоплачиваемых дополнительных поручений – от классного руководства, работы в выходные и методические дни, от замен коллег, от сопровождения детей туда и сюда, от всяких дежурств и общественных поручений от партий и депутатов. Как можно отказаться, если директор вполне может отнестись к отказу как к личному оскорблению? И сделать оргвыводы…
Учителя подневольны, молодые особенно. Поэтому единственный способ защитить себя от начальственного произвола – уйти из школы. Что многие и делают.
Конечно, озвученные выше проблемы возникают только у настоящих педагогов – честных, предъявляющих к себе серьезные требования. У людей безответственных, детьми не интересующихся, пришедших в школу заработать без особых энергозатрат, со здоровьем все хорошо. И совесть их не мучает.
Печально, что только такие скоро и останутся в образовании. Уйдет старшее поколение, уйдут те, кто мог бы работать на совесть, и останутся только пофигисты. Вот тогда держись, школа!
Вера КОСТРОВА
Комментарии