search
main
0

Не мы выбираем веру, вера выбирает нас

В Западном округе, как мы уже рассказывали в предыдущих номерах газеты, с успехом прошла презентация сразу нескольких учебных пособий по истории религий для учителей, которые должны вести факультативный курс, посвященный этому новому для московских школ предмету. Среди работ таких известных ученых-историков, как академики РАН Чубарьян и Бонгард-Левин, член-корреспондент РАН Сахаров, учителям было представлено и вышедшее в нынешнем году учебное пособие для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений «Религии в России», подготовленное старшим научным сотрудником Центра общего среднего образования Федерального института развития образования, учителем курса «Религии мира» гимназии №1517 Северо-Западного округа Андреем КУЛАКОВЫМ. Для многих педагогов знакомство с Андреем Евгеньевичем было приятной неожиданностью, хотя в 2003 году вышло первое пособие, принадлежащее перу этого автора, – «Религии мира», им также было издано пособие для учителей в соавторстве с Т.Тюляевой. Но, вполне вероятно, знакомство с Кулаковым у московских педагогов продолжится, так как «Религии в России» позиционируется как первая часть учебно-методического комплекта по новому курсу, в УМК войдут учебная книга, пособие для учителя, хрестоматия, комплект заданий для самостоятельной работы учащихся. Вот как сам Андрей Кулаков рассказывает о своей работе над учебными материалами.

– Я довольно давно интересуюсь проблемами преподавания курса «Религии в России», мой интерес возник еще в институте, затем тогда, когда я начал работу учителем истории. Сегодня я совмещаю научно-методическую деятельность с реальной практической школьной деятельностью. В этом я вижу свое отличие от уважаемых авторов академических изданий по истории религий: они все-таки ученая братия, нам без них никуда, моя роль как учителя, – роль человека, трансформирующего ученые вещи для учеников в той реальной форме, в которой они могут их «съесть». Я всегда старался в своих пособиях писать так, как я разговариваю со своими учениками, для конкретных школьников, которых видел перед собой, и понимал, о чем можно с ними говорить, о чем – нельзя. Я выверял буквально каждую фразу, чтобы она была абсолютно прозрачной, чтобы были подлежащее и сказуемое, чтобы все фразы были легкими, легко читались и воспринимались. Так же просто я стараюсь и говорить со своими учениками. Всем этим я занимаюсь уже 15 лет, опыт накопился большой, вышли в свет мои пособия. Многие коллеги-учителя говорят, что им приходится в преподавании курса «История религий» начинать с нуля, так, кстати, часто пишут в газетах, говорят по телевидению. Нам говорят: наконец-то вышел учебник Чубарьяна, вот наконец-то мы затронули эту тему. На самом деле все это не так, ведь мое пособие «Религии мира» вышло уже четыре года назад. Плохое оно или хорошее – не мне судить, но его тираж 60 тысяч экземпляров, состоялось уже три издания, все министерские грифы им получены. Так что выпуск пособия и пятнадцать лет опыта по преподаванию курса в школе никуда не выкинешь. Кто обо мне плохо знает, так это Москва, а во всех регионах знают, приезжаю – все знакомы с моими работами, везде меня приглашают выступить. А столица не знает, видимо, поэтому разговор и идет о том, что все начинается с нуля.

Курс, посвященный религии, я много лет преподавал как курс по выбору в старших классах гимназии, где учатся ребята, уже имеющие жизненный опыт, интеллектуальные навыки и знания в гуманитарном и естественном циклах, сегодня у меня есть уже вариант курса и для девятиклассников. Курс очень компактный, рассчитанный на год, хотя можно провести его преподавание и за полугодие. Почему для меня важна такая работа? Прежде всего потому, что курс предполагает знакомство школьников с религией как важнейшим феноменом человеческого мира, потому что он уникален в том смысле, что позволяет ученикам понять, как одно и то же явление можно рассматривать с разных, подчас противоположных позиций, как многообразие взглядов может послужить взаимному обогащению людей, укреплению единства общества и стабильности в нем.

Как ни крути, но наше общество расколото по религиозным взглядам, и в этих условиях всеобщего раскола общества нам нужно действовать так, чтобы этот раскол не увеличивался, не рос, чтобы он сокращался. Главная моя стратегическая цель именно в этом и состоит. Для того чтобы это сделать, есть единственный выход. Поскольку в обществе есть две, часто взаимоисключающие, позиции, выход в том, чтобы обозначить обе. Поэтому, в отличие от авторов других пособий, я в своем посвятил большой кусок новым религиям, так как знаю – это очень болезненный вопрос, об этом говорят, об этом пишут, и я тоже должен отразить все это в учебнике. Это ведь общественно значимая проблема. Обозначение этой проблемы я считаю своим преимуществом, преимуществом считаю и то, что не побоялся говорить об этом, хотя эта тема острая и даже пикантная, если можно так сказать. Я постарался написать об этом так, чтобы мой текст был приемлемым, чтобы не сеял очередную рознь.

Сегодня, например, есть термин «тоталитарные секты», это определение, которого придерживается определенная часть наших исследователей-религиоведов. Другие говорят, что все это чепуха, что нет никаких тоталитарных сект. Вот я и обозначаю две позиции для школьников. То есть стараюсь не давать окончательных ответов, а знакомить школьников с той реальной обстановкой, которая есть в нашей стране, с реальными позициями, с реальными взглядами и уходить от жестких ответов.

Мне кажется, к проблемам отношения к религиям можно подходить с двух позиций: с позиции богословской и светской науки. Это разные подходы, они противоречат друг другу, они противоположны. Если вы православный человек, то, естественно, вы по-своему подходите к православию и это для вас истина. Если вы мусульманин, то для вас истиной будет другое. Я как-то купил дореволюционную книжку по истории религий. Читал-читал, а там православия нет вообще. Думаю, как же так, книга об истории религий, а православия нет, ничего понять не могу. А потом дальше прочитал: поскольку православие – это не религия, а истина, то автор книги не может-де рассказывать о православии. Что тут главное? Методологический подход, поскольку книгу писал автор с православной позиции. Не случайно в христианстве были противники вообще употребления слова «религия» по отношению к христианству. Первые христиане не принимали по отношению к себе слова «религия», они говорили: христианство не религия. Конечно, в отношении к религии есть и богословский подход, я в своем учебном пособии старался обозначить и такой подход, и светский подход. Я все время стараюсь не балансировать, не проплывать хитро между этими двумя подходами, уходя от проблем. Я стараюсь обозначить их, не давая предпочтения ни тому, ни другому. Не знаю, как у меня это получается – хорошо или плохо, но эти вещи я считаю принципиальными. Мой курс – курс для всех: верующих, неверующих, атеистов, потому что главное – ознакомление с религией как важнейшим феноменом человеческого мира. Мне ведь нужно рассказать своим ученикам о многообразном мире религий, об истории их возникновения и распространения, познакомить учеников с основателями, пророками, реформаторами и выдающимися религиозными деятелями, с характерными чертами религиозных учений и многообразием их подходов к проблеме человеческой нравственности, с традициями, особенностями духовного и церковного искусства, памятниками религиозной культуры, показать влияние религий на характер этносов и их историческую судьбу, рассказать о современном состоянии религиозной жизни российского общества и наиболее острых проблемах, которые сегодня возникают в нашем обществе.

Я убежден, что не человек самостоятельно выбирает веру, это зависит от того, какой духовный опыт накоплен предыдущими поколениями, каковы культурные традиции народа и страны, в которой живет этот человек. На самом деле, не только человек выбирает веру, но и вера в какой-то мере выбирает его.

Вместо комментария

Сергей ПОТЕРЯЙКО, методист издательства «АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА»:

– Учебное пособие «Религии в России» «выстрадано» не только его автором Андреем Евгеньевичем Кулаковым, но и всей нашей редакцией. Мы два года жили этим учебным пособием и создали «продукт», за который не стыдно, – по сути дела, учебник нового поколения. Отличие нашего учебного пособия от других в том, что мы вместе с автором пошли по пути отбора огромного материала, причем этот материал нацелен на конкретных учеников. Анализируя сделанное, могу сказать, что это учебное пособие направлено на ученика, а в результате мы получили книгу, которая для каждого учителя, независимо от его предметной специализации, будет очень интересна, поскольку отвечает запросам сегодняшнего дня. Любой учитель, если он настоящий педагог, не равнодушный к своему делу, с удивлением обнаружит в этой книге ответы на очень многие злободневные вопросы. Это первый парадокс, а второй заключается в том, что тут есть русское мироощущение, что мы видим пользу и красоту, которые вдруг сошлись в одном предмете, в этом учебнике, в этом подходе к материалу. Мы работаем вместе с Андреем Кулаковым над тем, чтобы учебное пособие было доступно и понятно каждому учителю. У Андрея Евгеньевича собран очень большой материал, и его нужно просто оформить как пособие для учителя и практикум для учащегося. В течение этого учебного года мы эту работу сделаем, но у нас есть и сайт, на котором мы будем вывешивать наши методические материалы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте