Мой вопрос касается будущего России. Это будущее сегодня оказывается под большой угрозой.
С сердечной болью вынужден констатировать, что в России совершенно разрушена система подготовки и повышения квалификации школьных учительских кадров. Привожу доказательства такого утверждения. Я был учителем, директором школы, заведовал кафедрой в пединституте, был деканом факультета подготовки директоров школ. Общий педстаж в нашей семье больше 200 лет. Хорошо работает программа поддержки дошкольного воспитания. Успешно внедряются в школы и дошкольные учреждения новые компьютерные технологии. Приветствую государственную программу строительства и ремонта школьных зданий. Но в стране сегодня разрушена вся наработанная ранее система педагогического образования. Больше того, отсутствует государственная программа подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. А ведь учителям доверяется будущее страны! Сначала переименовали педвузы страны в университеты, не подкрепив это новшество ни материально, ни организационно. Затем ввели двухуровневую подготовку – бакалавриат и магистратуру. Это сократило срок и качество профессиональной подготовки будущих учителей. Затем провели объединение педагогических вузов с техническими. Это привело не к сокращению расходов, а к многократному увеличению бюрократических аппаратов и бумагопотоков, к снижению уровня руководства профессиональной подготовкой будущих учителей. Резко сократился план приема на педагогические специальности. Так, в Вологодском пединституте план приема в 1990 году был до 750 человек на очное отделение и 300 на заочное. А на 2018 год он определен всего на 205 человек, что совершенно не согласуется с перспективами демографической ситуации в регионе и уже сейчас приводит к потере профессорско-педагогических кадров, а план приема в педагогическую магистратуру фактически свернут (в Вологодском государственном университете на 2018 год всего 11 мест). Практически полностью ликвидированы заочные отделения педвузов. В действующих стандартах педагогического образования предметный блок потерял свою фундаментальность и донельзя сокращен в пользу второстепенных для учителя-предметника дисциплин. Учебная и техническая база педвуза не просто устарела, а пришла в негодность. Ни одна из кафедр естественно-научного профиля за последние 25 лет не получает ни учебных приборов, ни химических реактивов, ни посуды, ни наглядных пособий. Резко сокращено приобретение учебной и научной литературы для библиотек. Последние массовые поступления оргтехники были в конце ХХ века. В большинстве педвузов закрыта аспирантура, что приводит к резкому снижению научного уровня преподавателей всех кафедр. Формальные требования к оценке результатов научной работы преподавателей доведены до полного абсурда. Во всех педвузах закрыты факультеты подготовки директоров школ. Их заменяют краткосрочными курсами инструктивного характера. Всю оргтехнику, включая компьютеры, учителя вынуждены приобретать в личное пользование за счет своей невысокой зарплаты. Считаю жизненно необходимым для судеб страны немедленно создать государственную программу подготовки и повышения квалификации школьных учителей, руководителей школ и органов народного образования.Исаак ПОДОЛЬНЫЙ, почетный профессор Вологодского педагогического института
Комментарии