search
main
0

Не мил белый свет, где леса нет. Сокровищница коллективного ума

Экология была вычеркнута из состава предметов, изучаемых в школе. Учебников для нее больше не выпускают. Но Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» содержит статьи, которыми устанавливается «система всеобщего и полного экологического образования; осуществление преподавания основ экологических знаний независимо от профиля и организационно-правовых форм образовательных учреждений».

С 1995 года экология была полноправной учебной дисциплиной, став важной составляющей воспитания и образования школьников. Поэтому многие учителя, понимая важность предмета, все-таки изыскивают возможность для проведения уроков экологии. Практически во всех регионах страны педагоги продолжают сохранять накопленный их многолетним трудом потенциал экологического образования.

Поэтому для учителей, продолжающих заниматься преподаванием важного предмета, большим подспорьем в работе становятся книги об экологии, как научно-популярные, документальные, так и художественные, которые в значительной степени восполняют дефицит учебной литературы. К таким книгам относится вышедшая недавно в издательстве «Наука» массовым тиражом книга сибирского писателя Льва Черепанова с магическим названием «Живи».

Книга захватывает не только глубоким публицистическим содержанием и обширным материалом о русской природе и народной жизни – прежней и нынешней, но и жанром. Обращение к мудрой старине, к преданиям древних славян, к фольклорным источникам, к корневым истокам языка привело автора к необходимости выбрать сложную форму изложения научного и познавательного материала, где переплетаются быль и сказка, современность и жизнь древлян, живые люди и фольклорные персонажи. Автор создает свой афористический язык, широко используя богатства народного языка, его образы и метафоры, «сокровищницу коллективного ума» прежних поколений, не забывая о главной идее книги – дать глубокие познания о природе. Народная мудрость вплетается в публицистику и даже в учебный материал.

Но главная задача автора – воспитание экологизированного мировоззрения. Мы не видим «ничего безнравственного в том, чтобы прибить на сосне все равно какую табличку… Сосна залечит ни за что ни про что полученную рану, а мы, без способности представить, какой она переживет ужас от разрывания тканей гвоздем, уже никогда не сможем почувствовать чью-то боль». Автор гневно выступает против господствующей до сих пор идеологии покорения природы.

Надо искать выход из создавшегося положения, когда природа еще не вся загублена – нужно изменить наше сознание, воспитать в детях экологическое мировоззрение. Автор обращается к народной мудрости: «ЛЕС СОБЛЮСТИ (поддержать его в лучшем виде) – СЕБЯ ОБРЕСТИ. Стать не только снова здоровым, а еще окрепнуть душой».

Дать полное представление о книге Льва Черепанова невозможно – это художественное произведение, наполненное образами и множеством сюжетов и коллизий, его надо читать. Вместе с тем это не умаляет его познавательной ценности, ведь оно содержит богатый фактический, документальный, учебный материал. Художественная, увлекательная форма способствует его лучшему усвоению, пониманию. Книга содержит массу сюжетов, сценариев для спектаклей, ролевых игр в школах, в семейном театре, в детских учреждениях.

Художественная составляющая в данном случае исключительно полезна. Полноценное экологическое образование должно включать не только научные знания, но и искусство с его эстетическим потенциалом, с идеалами его нравственного отношения к природе и человеку.

И еще одно соображение. Воспитательный ресурс экологии как школьного предмета обладает уникальной особенностью – он практически лишен идеологической составляющей, он понятен и доступен всем и каждому. Разумно используя этот ресурс, Россия сможет добиться большого результата в решении проблем молодежи, ее подлинно патриотического воспитания. Книга о родной природе – куда более сильный воспитатель, чем все гимны и лозунги.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте