Возможна ли настоящая инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в сегодняшней общеобразовательной школе? В столичном образовании на сегодняшний день накоплен достаточный опыт инклюзивного образования особых детей.
После введения нового Федерального закона «Об образовании в РФ» 2012 года дети с ОВЗ пришли в общеобразовательные школы. Они стали учиться и у нас. Учителям пришлось знакомиться с особыми детьми. Работа с ними заставляет менять сознание окружающих взрослых и детей, требует перестройки педагогической системы школы с включением в нее инклюзивного образования. Первые вопросы: как соединить обучение этих детей и всего класса? Как дети с ОВЗ будут осваивать программу? Как будет строиться коммуникация в коллективе? Как себя вести, когда ребенок проявляет нестандартное поведение? Вопросы растут как снежный ком… Учителя – люди со своим сложившимся профессиональным опытом. Многие из них никогда не встречались с подобной коррекционной работой. Но в нашу профессию все-таки идут думающие и умеющие сопереживать люди. Самый трудный момент – преодолеть свою неуверенность, сомнения, страх.Сергей (имя ученика изменено) пришел в первый класс в прошлом году с рекомендацией обучаться по программе для детей с интеллектуальными нарушениями. У мальчика очень понимающая энергичная мама. Будущий первоклассник не мог сидеть за партой больше 5 минут, на любые вопросы не отвечал. Не играл ни с детьми, ни самостоятельно. Прятался, если кто-то заходил в кабинет: боялся окружающих и нового места. У ребенка наблюдался страх речевого высказывания. После первой встречи с учителем мама пообещала, что он будет посещать реабилитационный центр, в котором сына подготовят к школе. Хотя бы сидеть за партой.Первого сентября учительница подошла к нему с улыбкой, поздоровалась и протянула руку. Он никак не отреагировал, пока мама не попросила поздороваться. Мальчик осторожно протянул ладошку. Вот так, за руку с учителем, он вошел вместе с классом в школу. Так началась его школьная жизнь.Первые десять дней он сидел на уроках и старался понять, что происходит вокруг. Но это ему удавалось не всегда. Порой начинал громко смеяться и не мог остановиться. Возможно, это симптом усталости и необходимости смены деятельности? В такие моменты учителю часто помогала интуиция: ребенку предлагали побыть в игровой зоне класса, посмотреть, что происходит за окном, отвлекали беседами. Для него был выстроен индивидуальный маршрут: некоторые уроки посещал с классом, а какие-то уроки проводились индивидуально для лучшего усвоения материала. К работе подключились профильные специалисты. Вместе с учителем начальных классов стали работать учитель-дефектолог, психолог, учитель-логопед.Они выявили, что мальчик многое знает, только не хочет делиться своими знаниями и не хочет говорить. Мама призналась:- Нам психиатры сказали, что он никогда не заговорит.К счастью, мама всегда была открыта для диалога и честна. Это очень важно – установить доверительные отношения с родителями таких детей. Посмотрев программы и учебники, по которым рекомендовано заниматься ее сыну, она отшучивалась:- Да ему вся жизнь понадобится на их освоение.Классный руководитель прошел курсы повышения по коррекционной педагогике. Полезно, но в них много теоретических материалов, а тут реальная практика: как уговорить посмотреть учителю в глаза и ответить на простейшие вопросы? Самообразование – да! Поиск материалов по специальной психологии, советы специалистов. Выручает интуиция – надо учить этого мальчика, как собственного ребенка! Стараться понять его страхи, помочь, когда ему сложно, и, конечно, каждый раз идти за помощью к профильным специалистам. Обсуждать, как себя вести в необычных ситуациях, как корректировать поведение. Мама теснее стала общаться с психологами, подтвердились догадки дефектолога о подходах в работе с мальчиком… Вскоре мы четко поняли: он боится окружающих людей, но ему все равно нужны дети, хотя бы пассивное участие в играх, хотя бы нахождение рядом. Нужна та самая живая среда! Ради этого общения он научился сидеть за партой. Ведь вокруг за партами сидели уже знакомые ему дети. Он выполнял отличные от класса задания, но самостоятельно писал лишь тогда, когда работали и другие дети. Но по-прежнему старался покинуть помещение, если в классе появлялись чужие, особенно взрослые.Но ведь он уже приобрел своих и для одноклассников стал своим! Девочки, играя в дочки-матери, стали ухаживать за ним, как за ребенком, и устраивали очередь, кто поможет ему собрать портфель или приготовиться к уроку. Как же важно было принимать в этой живой жизни участие, быть своим! И чудо случилось, он заговорил!Безусловно, большая коррекционная работа логопеда тоже принесла свои плоды. Это арсенал специальных технологий и приемов: рисование на песке с подсветкой, логоритмика, игры со стимуляцией речевого диалога, игры на развитие слухового внимания и восприятия. Когда у ребенка появился интерес к тому, что происходит вокруг него, возник речевой импульс.Теперь нужно научить его преодолевать страх перед всем новым и чужими людьми. И решение пришло само. Учитель стала знакомить Сергея с другими детьми, с сотрудниками школы. Каждую перемену, взяв Сережу за руку, вместе заглядывают в разные кабинеты. Мальчик иногда заходил в кабинет смело, если что-то его заинтересовало. Иногда что-то останавливает, тогда говорит: «Нет». Для учителя это сигнал – нужно переключить внимание, уйти из зоны напряжения. Но на следующий день еще раз постараться заглянуть в этот кабинет, который вчера его испугал. Всегда рядом, держа за руку, спокойно рассказывать обо всем, что есть вокруг, все объяснять. Мальчик крепко сжимает руку учителя, переминаясь с ноги на ногу, терпеливо слушает… Так постепенно уходил страх. Это была еще одна маленькая победа. После уроков он уже не боялся самостоятельно спускаться в раздевалку, это было настоящим достижением.Детям нужны праздники, всем без исключения! Однажды класс готовил постановку, в которой все должны петь песню. Предугадать реакцию Сергея было невозможно. Никто не знал, сможет ли он выйти на сцену в большом зале, где так много незнакомых людей. Но вот пришло время выступать. Сергей бежит со всеми на сцену, стоит, не шелохнется… и поет! Как светились его глаза! Это был его праздник! И всех, кто день за днем рядом с ним, держит его за руку, держит в своем сердце.Сейчас он продолжает учиться, начался новый учебный год. Ему еще многое нужно преодолеть, делать новые шаги в своей траектории развития. Но уже ясно, что живая среда школы помогает ему расти, многому научаться. Есть у него свои успехи в учебе, не такие как у других, но свои, особенные! Он обязательно всех еще удивит. Главное – не потерять доверия к своим учителям.Чему пришлось учиться? Работать в тесном сотрудничестве «учитель – родители – специалисты», составлять индивидуальный образовательный маршрут для ученика, определять принципы его формирования, не бояться корректировать этот маршрут в зависимости от ситуации, выявлять образовательный запрос семьи ребенка. А главное – чувствовать и понимать, помогать и поддерживать. И радоваться любому, даже самому маленькому, успеху своего ученика!Ольга МИШИНА, учитель начальных классов школы №2126 «Перово»;Наталья БАЖИБИНА, учитель-дефектолог школы №2126 «Перово»;Елена ЩЕРБАКОВА, учитель-логопед школы №2126 «Перово»
Комментарии