search
main
0

Не меняйте царя на лакея

Не меняйте царя на лакея

Мэтр отечественного театра Юрий Любимов доказывает, что эстетика “Евгения Онегина” и его собственная необычайно схожи. Его постановка знаменитой поэмы в Театре на Таганке выглядит так, словно классик нарочно писал ее для Любимова, предвосхитив авангардный театр. Вновь “Евгений Онегин” оказался энциклопедией русской жизни, только теперь… для подростков. Создается впечатление, что постановка предназначена именно для них. Режиссер сполна использовал весь арсенал своих знаменитых приемов при создании спектакля, отражающего клиповое видение современной молодежи. Спектакль – ряд эпизодов из русской жизни, представляющих собой клипы – движущиеся картинки. Их калейдоскоп напоминает кино, где изобразительный ряд – “картинка” – гораздо важнее слова.

Предпочтение изобразительному ряду отдает и Любимов, открывающий постановку театром теней. На фоне экрана вырисовываются силуэты дам в пышных юбках и кавалеров в цилиндрах. Когда же открывается занавес, мы с удивлением видим актеров в черных трико, но с цилиндрами на голове. У каждого на майке написано “Мой Пушкин” или (уж совсем по-американски) нарисовано сердце рядом с именем классика. Произнося стихи, актеры то балансируют на цирковом мяче, то делают стойку на руках, то играют на гитаре. Когда речь заходит о Пушкине, на глазах зрителя актер достает из кармана бакенбарды и наклеивает их на щеки. Неожиданной оказалась звуковая метафора деревни, где произошла встреча Онегина и Ленского. Бренчит балалайка, актеры блеют, кукарекают, хрюкают, изображая хор звуков русской провинции. Когда заходит речь о юном поэте, звучит оперная партия Ленского в исполнении Ивана Козловского. В конце спектакля зрителям предлагается прочесть наизусть любые онегинские строфы, а актеры их хором повторяют. Таким образом зритель вовлекается в действие – старый прием режиссеров, набивший оскомину. Натянув черные сетки на лицо и “превращаясь” в негров, которые под звук африканских барабанов чеканят стихи, актеры подчеркивают, что Александр Сергеевич принадлежит всему миру.

Поистине жизнь по Пушкину – это трагикомедия, а Любимов сумел придать ей сюрреалистическую форму. Но поэзия Пушкина в данном случае послужила поводом показать современную молодежь в неожиданном ракурсе, и не более.

Самым спорным спектаклем по Пушкину стала постановка Деклана Доннеллана “Борис Годунов” во МХАТе. Принцип работы этого режиссера – ставить произведения классиков на их родине. Казалось, что все лучшие актеры московских театров призваны Доннелланом к участию в спектакле: Евгений Миронов, Александр Феклистов, Игорь Ясулович, Александр Леньков. И вновь, как и у Любимова, это театр формы. Все актеры были на сцене в современной одежде, а Пимен печатал свою историческую летопись на пишущей машинке. Спектакль явно проводит прямые политические параллели с нашим временем. Годунов, лысеющий блондин с ярко выраженной европейской внешностью, необычайно напоминает Владимира Путина, поражает благородством манер. Самозванец – лакей с напомаженными волосами, суетливыми движениями, бегающими глазами и с угодливой улыбкой в начале спектакля. Благородный правитель не может удержать власть, он неожиданно умирает. И на смену ему приходит лакей. Его поддерживают царские сановники, очень напоминающие своей выправкой офицеров государственной безопасности. Одна из центральных сцен спектакля – свидание самозванца и Марины Мнишек. Сняв свадебное платье, Марина залезает в ванну, установленную на сцене. Григорий Отрепьев, обезумевший от страсти, прыгает вслед за невестой. Для него главным призом в авантюре становится красавица Марина, для самой Марины – несметное кремлевское богатство. Цивилизованный европеец как бы учит нас, неразумных россиян, вновь переживающих смутное время: не меняйте благородного правителя на лакея. Вот только бы понять, кто порядочный человек, а кто проходимец…

Двухсотлетие Пушкина дало импульс театральным режиссерам по-своему трактовать знаменитые произведения. Но надо признать, что для обоих режиссеров Пушкин стал поводом поговорить о современности, потому-то они продемонстрировали зрителям довольно вольное обращение с его стихами. Обе московские премьеры оставляют в смятении чувств. Впрочем, вы сами можете побывать на “Таганке” и во МХАТе и сами во всем разобраться.

Елена МАСЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте