search
main
0

Не масса школьников, а граждане России

Мы продолжаем публикацию материалов о коллегии Департамента образования, в центре внимания которой было развитие ученического самоуправления.

Павел ТИМОШИН, председатель городского Совета ученического самоуправления:- Школьное ученическое самоуправление сегодня – реальная возможность для каждого ученика участвовать в активной жизни школы. Это не только позитивная совместная деятельность с верными друзьями, но и своего рода тропинка в активную взрослую жизнь.Вы, взрослые, часто спрашиваете нас: «Кем вы хотите стать?» К сожалению, гораздо реже интересуясь, какими мы хотим быть. Ответ в современных условиях очевиден. Каждый из нас хочет быть успешным, а слагаемые личного успеха зависят от качеств, которые формируются в школе, когда мы становимся участниками процесса соуправления, самостоятельности, активности, инициативности, творчества, самопознания, саморазвития, самосовершенствования.Нам часто говорят: Департамент образования не может издать приказ о создании органов ученического самоуправления в каждом образовательном учреждении. Да, школам дано право самим принимать решение о создании школьной системы самоуправления. Это советы или активы, правящие круги, думы или советы лидеров. Но было бы правильным обеспечить создание ученического самоуправления в каждой школе. Участвуя в деятельности школьных, окружных и городского ученических активов, школьники получат возможность пройти свой путь развития демократии, выбрать приемлемые для каждой школы приоритетные направления. И в этот процесс должны включиться все от мала до велика, показав единство детско-взрослой общности, – вот это и будет САМОУПРАВЛЕНИЕ!Участвуя в работе, мы учимся пользоваться своими правами, защищать их, не быть равнодушными к проблемам товарищей, школы, района, округа и города в целом.Но практика показывает, что этого недостаточно. Не все школьники знают о существовании ученического самоуправления.Считаю, что развитие ученического самоуправления в городе тормозится из-за нежелания администрации отдельных школ дать детям возможность самовыражения и самореализации. У таких руководителей преобладают боязнь непослушания детей, недоверие, страх, что все выйдет из-под контроля. Ученикам в таких школах и учиться-то неинтересно.Понятие ученического самоуправления в таких учреждениях очень часто отождествляется с днями самоуправления или с каким-либо выборным органом (советом чего-нибудь).К сожалению, в некоторых школах совет – это даже не выборный орган, а назначенная администрацией группа лиц. Получается актив случайных школьников при заместителе директора! При этом руководит всем взрослый, а учащиеся лишь пассивные исполнители его идей, боящиеся его ослушаться. Это очень видно в конкурсных и фестивальных проектах.Ребята в округах разрабатывают и реализуют интересные проекты. Все эти проекты, как правило, направлены на социальную помощь обществу: например, на Юго-Западе это помощь детям-сиротам; в Восточном округе – ветеранам; в Юго-Восточном – забота о ресурсосбережении. Во всех округах актуальны темы экологии и энергосбережения. Объединившись, мы, советы ученического самоуправления в союзе со школьными вожатыми, проводим большое количество городских акций разной направленности и, конечно, большую добровольческую работу. Для развития добровольческого направления городской совет совместно с «Молодежным объединением столицы» проводил для окружных активов осенние и весенние смены-семинары, где были разработаны «Календарь добровольца», методички из серии «Я – доброволец!» и тренинговая программа «Скажи: «Нет!». К сожалению, сейчас нет возможности проводить осенние и весенние смены, а хотелось бы работу с добровольческими детскими отрядами сделать более системной и регулярной. Для перечисления всех акций и проектов ученического самоуправления округов Москвы понадобится не менее часа, но так бывает далеко не всегда. Школьники защищают свои проекты на городском уровне, получают награды и… главное, ради чего создавались проекты, – реализация остается только мечтой авторов проекта. Например, члены ученических советов разработали интересные проекты по энергосбережению, которые были представлены в День Земли на прямой линии с мэром. Однако ни один из этих проектов реализован не был. Пользуясь случаем, я хотел бы попросить всесторонней поддержки от органов власти в реализации инициатив и проектов ученического самоуправления.В городе проводится множество интересных дел и проектов. Учебно-игровые программы, фестивали, конкурсы – основа для разностороннего развития школьников и общения со сверстниками. Но мы сталкиваемся в повседневной жизни с проблемой выезда на различные окружные и городские мероприятия ученического самоуправления. Многие директора школ отказываются направлять детей. Объяснения – в школах нет педагогов для сопровождения или вожатых. А рядом ВСЕГДА должен быть старший товарищ, помощник, добрый друг – ВОЖАТЫЙ! Почему же он не всегда рядом? Возможно, пришла пора изменить акцент в должностных обязанностях вожатого и главной функцией сделать его работу с детским активом.Еще одной немаловажной проблемой стало создание условий для ученического самоуправления, обеспечение помещениями для проведении фестивалей, конференций, конкурсов. Большая их часть проводится на базе центров дополнительного образования и школ, которые безвозмездно предоставляют свои залы и классы для проведения мероприятий. Большинство фестивалей и акций проводятся просто на энтузиазме. А так хочется все сделать красиво! Иметь корпоративную форму, дарить приятные мелочи со своими логотипами. Это один из главных факторов привлечения большого количества школьников, определенный стимул в принятии решения – быть ученическому самоуправлению в данной школе или нет.Городской ученический актив принимает непосредственное участие в работе важных для развития ученического самоуправления конкурсов «Модели ученического самоуправления» и «Лидер ученического самоуправления». Эти конкурсы позволяют ученическим советам разработать свою модель жизнедеятельности совета, представить свои достижения на городском уровне, обменяться интересным опытом с ребятами из других округов, районов, познакомиться, стать партнерами в работе. Эти конкурсы – еще одна реальная возможность для пропаганды и развития в городе движения ученического самоуправления. Поэтому мы хотим пригласить к сотрудничеству директоров школ и руководителей округов, возможно, им были бы интересны проекты в этой области и те, кто их реализует, в качестве социальных партнеров.Городской и окружные ученические активы всегда участвуют в общей слаженной работе в городе. Ученическое самоуправление выбрало четкую цель: для дальнейшей организованной работы объединения округов и города создать детское движение ученической общественности столицы, более известное как ДДС. Инициированное нами движение объединяет около 53% органов ученического самоуправления. Важно отметить, что один организм (в данном случае округ) может вполне успешно жить и действовать в окружающей среде, но его развитие будет заторможенным. А вот группа живых организмов будет развиваться интенсивнее и на более высоком уровне с учетом опыта всех участников. Нам необходимы совместное общение, возможность учиться друг у друга, помогать друг другу, эту возможность предоставляет нам участие в детском движении столицы.Серьезной проблемой, на мой взгляд, стала слаженность работы и взаимодействие в школах всех составляющих государственно-общественного управления образовательными учреждениями. На городском уровне у нас есть взаимопонимание с родительской общественностью, хотелось бы и в образовательных учреждениях видеть этот сплоченный, заинтересованный союз родителей, учеников и педагогов.Два раза в год проходят городские конференции ученической общественности, на которых определяются самые «большие дела» ученического самоуправления. Одной из важнейших задач стала активная работа с начальной школой по вовлечению младших товарищей в жизнь школьного самоуправления. Для этого было подготовлено и проведено несколько юниорских лагерных смен на базе ДООЦ «Команда». Шефскую работу необходимо возрождать и популяризировать. Ведь именно из сегодняшних малышей вырастет наша смена. Думаю, что шефство необходимо выделить как важное направление и передать под контроль городского и окружных центров по взаимодействию. Мы просим эти центры серьезно заняться детским добровольческим движением, так как нашего ребячьего ресурса не хватает для решения этих проблем. Нам нужна поддержка профессионалов!Очень важное направление в развитии ученического самоуправления и формировании школьных, окружных и городского советов ученического самоуправления – подготовка и обучение активных ребят, для этого нам необходим всеми любимый лагерь «Команда». На его базе вот уже в течение 4 лет проходят смены лидеров, смены для младших школьников «Юниор», семинары и слеты. «Команда» – просто удивительный лагерь! Лидерские смены – постоянное движение, расклеенные в самых неподходящих местах листовки и плакаты, очень громкие дебаты и множество других неудобств для администрации и обслуживающего персонала лагеря. Однако в «Команде» к нашим программам всегда относятся с пониманием. Жаль только возможностей у базы маловато: нет нормального спортивного зала, крытого бассейна. А ведь через этот лагерь ежегодно проходят 5000 детей, и внимание к нему должно быть предельно высоким! Такое учреждение должно работать и быть полностью отремонтированным.Следующая инициатива – это развитие нашего движения – межрегиональное направление. Это обмены делегациями и имеющимся опытом, желание общения со сверстниками и многое другое. Такая возможность у нас была. Два раза в год городской актив направлял лучших и наиболее активных ребят на лидерские смены в ВДЦ «Орленок», в детский лагерь «Звездный». За эти годы там узнали и запомнили наших ребят, которые смогли изменить у многих мнение о москвичах в лучшую сторону. С гордостью могу сказать, что большинство членов наших делегаций пополнили многомиллионную армию орлят, думаю, известно, что орлятский значок получает не каждый. К сожалению, эти смены стали для нас большой редкостью.У нас есть партнеры в Новороссийске, Украине, Белоруссии, но мы не имеем возможности встречаться с ними. Считаю правильным представлять свой опыт и на детских конференциях.Ежегодно в целевую группу «Лидер» на факультет социальной педагогики МГППУ приходят наши ребята. Жаль, что такая группа только одна и только в одном вузе. Неоднократно мои предшественники пытались обратиться к Совету ректоров с предложением о создании таких групп и в других вузах. Окончив их, наши ребята не просто приходили бы в различные структуры города, они могли бы прекрасно реализовывать свой лидерский потенциал.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте