Одна из важнейших задач федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы» – «…сохранение и развитие творческого потенциала России». В ее контексте становление будущего педагога в образовательной области «Искусство» рассматривается как становление «человека культуры» и связывается с развитием у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности; с использованием личностно-ориентированных технологий подготовки и деятельностного подхода и построения индивидуального творческого маршрута каждого студента; обеспечения студентам свободы выбора в творческих и познавательных ситуациях. Не меньшее значение придается и модернизации образовательной области «Физическая культура».
В этой связи можно привести положение из протокола заседания коллегии Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2006 года: «…массовый спорт не получил должного развития непосредственно в общеобразовательных учреждениях, а имеющаяся практика переподчинения спортивных школ системы образования в другие ведомства приводит к разрыву единого образовательного пространства, оказывает негативное влияние на развитие физической культуры и массового спорта подрастающего поколения». Министр образования и науки Андрей Фурсенко говорит, что у современных молодых людей «…не сформирована внутренняя готовность к укреплению здоровья, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, каждый пятый молодой человек не желает вообще заниматься доступными видами спорта». Коллегия решила «считать развитие детско-юношеского массового спорта одним из приоритетных направлений работы гособразования в 2006 году».
В докладе Государственного совета Российской Федерации «О развитии образования в Российской Федерации» отмечено, что на сегодня необходимы «развитие и совершенствование материально-технической и спортивной базы, необходимой для качественной учебно-физкультурной работы, открытие в структуре образовательных учреждений спортивных клубов или центров содействия укреплению здоровья школьников; обеспечение инновационной подготовки и повышения квалификации специалистов физкультурно-спортивного профиля для образовательных учреждений, специалистов реабилитационной и лечебной физической культуры, способных работать с инвалидами и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья».
В соответствии с этими позициями учреждения среднего педагогического образования стремятся к насыщению рынка труда в данных образовательных областях. В этой работе есть как достижения, так и объективные проблемы, решению которых может способствовать модернизация подготовки специалистов в образовательных областях «Искусство» и «Физическая культура». Для нее необходимы:
Обновление содержания и повышение качества профессиональной подготовки в области мотивирования выпускников педагогических колледжей на трудоустройство по специальности, развитие у них способности к быстрой производственной адаптации и подготовленности для освоения более сложных образовательных программ.
Продолжение работы по интеграции среднего педагогического и высшего образования, включающее создание сопряженных учебных планов и профессиональных образовательных программ на основе государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования и государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования третьего поколения в системе «колледж – вуз», активизация проведения совместной экспериментальной работы преподавателей колледжей и вузов в этих образовательных областях. Среднее и высшее педагогическое образование являются неразрывными звеньями развивающейся системы непрерывного педагогического образования в системе профессиональной подготовки кадров в городе Москве. Ломать данную систему неразумно.
В условиях введения нормативного подушевого финансирования расчет норматива финансирования учреждений среднего педагогического образования надо проводить, не форсируя сроки, а только с учетом специфики подготовки специалиста в каждой образовательной области и «расходов развития», связанных с приобретением оборудования, научно-методических исследований, проведения текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общезначимых и оздоровительных мероприятий. Для проведения объективных расчетов необходимо участие профессиональных экономистов. Необходимо создание системы мониторинга качества среднего педагогического образования, включающей механизмы адаптации выпускников.
В Москве подготовка осуществляется в педагогических колледжах по трем специальностям образовательных областей «Искусство» и «Физическая культура» и девяти дополнительным подготовкам и специализациям в смежных специальностях. Это полностью отвечает задачам развития подготовки педагогических кадров для начальной школы и дошкольных образовательных учреждений в двух или нескольких смежных направлениях, поставленным в докладе Государственного совета Российской Федерации «О развитии образования в Российской Федерации».
В процессе подготовки выпускников по рассматриваемым специальностям используются блочно-модульная технология обучения, построенная на компетентностной основе, рейтинговая технология и авторские технологии, основанные на положениях современной художественной дидактики. Данные мониторинга профессиональной карьеры выпускников педагогических колледжей показывают, что через 3 года после окончания педагогического колледжа в профессии остается 84 % специалистов.
Говоря о «лишних» финансовых затратах на обучение студента педколледжа, нельзя не учитывать, что в наших учебных заведениях учится около трех тысяч студентов, с которыми проводится большая воспитательная работа. Сегодня очень важно воспитать будущего педагога открытым к восприятию и сопереживанию культурных ценностей других народов, способным преодолеть межнациональное отчуждение.
Образование всегда было затратной отраслью экономики. Поэтому надо считать средства не только по цифрам прямых финансовых затрат, но и по отсроченным результатам. К тому же для малоимущих семей, дети из которых составляют значительную часть студентов педагогических колледжей, получение среднего специального образования связано и с возможностью раньше начать профессиональную деятельность и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Еще не все слои населения могут позволить себе получение высшего образования, и для них звено СПО незаменимо.
Комментарии