Вместе с апрелем движется к завершению очередная Всероссийская олимпиада школьников. На момент написания этой статьи есть результаты по 13 предметам из 24, а пока готовился материал, московские школьники завоевали еще 317 дипломов по экологии, русскому языку, праву и экономике.
Всероссийская олимпиада – крупнейшее в стране интеллектуальное соревнование школьников с полувековой историей: всесоюзные состязания по математике, физике и химии появились еще в конце 1960‑х. С годами количество олимпиадных предметов росло. Так, например, в 2015 году добавились итальянский, испанский и китайский языки. Сейчас любой желающий может выбрать из 24 дисциплин.
Задания олимпиад – это далеко не всегда привычные задачи со звездочкой, которые нужно решить за ограниченное время. Сегодня диапазон заданий невероятно широк. В соревнованиях по иностранным языкам обязателен устный тур, причем это может быть как диалог, так и, например, ток-шоу, которое участники разыгрывают по ролям, так бывает на олимпиадах по немецкому. Соревнования по географии не обходятся без полевых испытаний, по химии и физике – без экспериментов. Юные литераторы пишут творческие работы, а начинающим искусствоведам, например, могут предложить придумать проект для музея. На олимпиадах по технологии и вовсе наблюдаешь необузданный полет фантазии: участники представляют собственные коллекции одежды, занимаются 3D-моделированием, собирают роботов.
Всероссийская олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Чтобы попасть на следующую ступень, следует набрать определенное количество баллов на предыдущей. Какое конкретно, решают организаторы. Школьные этапы по большинству предметов начинаются с 5‑го класса (а по математике и русскому языку – даже с 4‑го), муниципальные – с 7‑го, а задания регионального этапа и финала рассчитаны на 9‑11‑е классы. Впрочем, это не значит, что на заключительном этапе нельзя встретить ребят более младшего возраста, бывает, что они соревнуются наравне с участниками постарше. Например, в этом году в финале Всероса по информатике победительницей стала москвичка Дарья Грекова, которая учится в 8‑м классе школы №57.
Диплом олимпиады не просто приятное напоминание о том, что ты блестяще справился с немалым количеством нестандартных заданий, но и отличный бонус: победители и призеры заключительного этапа могут поступить без экзаменов в любой российский вуз на направления, которые соответствуют профилю олимпиады. Кроме того, во многих регионах они награждаются стипендиями и грантами.
В этом году заключительный этап соревнования начался 18 марта. Результаты московской сборной не могут не радовать:
– французский язык – 12 победителей, 35 призеров;
– химия – 11 победителей, 42 призера;
– астрономия – 13 победителей, 27 призеров;
– информатика – 15 победителей, 61 призер;
– география – 17 победителей, 42 призера;
– итальянский язык – 3 победителя, 16 призеров;
– испанский язык – 8 победителей, 31 призер;
– китайский язык – 3 победителя, 15 призеров;
– литература – 16 победителей, 42 призера;
– история – 12 победителей, 48 призеров;
– физика – 14 победителей, 56 призеров;
– немецкий язык – 7 победителей, 28 призеров;
– ОБЖ – 2 победителя, 48 призеров.
Итого на счету команды Москвы уже 133 диплома победителя и 491 – призера. Особо выделить можно выступление столичной сборной в финале соревнований по информатике, тут московские школьники взяли больше половины дипломов, а также по географии и литературе: более 60% победителей по этим предметам – москвичи. Еще одно сильное место команды Москвы – это редкие языки: в ее копилку ушло больше двух третей дипломов по итальянскому, испанскому и китайскому.
– Московские школьники показывают высочайшие результаты, которые сильно превосходят показатели 2019 года – последнего доковидного – и держатся на уровне прошлого года, а местами даже превышают его. Дело в том, что в 2020 году заключительный этап олимпиады не проводился из-за пандемии, поэтому в прошлом году в нем участвовали финалисты и 2020‑го, и 2021 года, – поясняет научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко. – Мы видим, что московские олимпиадники своими успехами опровергают пессимистичные прогнозы людей, которые считали, что за полтора ковидных года резко упадут качество образования и уровень развития таланта.
Он отдельно обращает внимание на то, что по 13 из 24 прошедших предметов дипломы получили ребята уже из 141 школы. В отличие от большинства других регионов, где, чтобы претендовать на победу, надо обязательно учиться в одной из немногочисленных элитных школ области, в Москве ведется именно системная массовая работа по развитию таланта, охватывающая все школы.
– Хотелось бы отметить еще одну важную особенность школьных олимпиад, – добавляет Ященко. – Для нас, тренерского штаба сборной Москвы, как и для коллег из регионов, спортивная конкуренция вторична. Наша общая задача – помочь каждому ребенку страны проявить себя. Поэтому мы охотно делимся своими секретами, публикуем в открытом доступе задачи, решения. На сменах образовательного центра «Сириус» вместе готовим ребят из других регионов и потом радуемся их успехам.
На каждой олимпиаде определяются абсолютные победители – ребята, которые набрали максимум баллов в своей параллели. Среди московских участников в этом году «абсолюты» по химии, географии, истории, физике, а также по французскому, испанскому и итальянскому языкам. Особенно отличились московские астрономы, информатики и литературоведы – они стали абсолютными победителями во всех классах.
Как стать абсолютным победителем?
Короткого и однозначного ответа на этот вопрос нет. К тому же, как подчеркивают практически все «абсолюты», делать своей основной целью максимальное количество баллов – это не слишком интересное, а главное, опасное дело, ведь тогда всего одна ошибка по невнимательности может стать решающей. Так считает, например, десятиклассник Кирилл Рощин из Школы Центра педагогического мастерства, в этом году он стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по астрономии, хотя еще в прошлом был просто победителем, причем последним в списке. По мнению Кирилла, главную роль сыграли опыт и подготовка: шесть часов астрономии в неделю в школе, сборы, где можно полностью погрузиться в предмет в окружении единомышленников, а также занятия с тренерами сборной Москвы. И конечно, к олимпиадам невозможно подготовиться без серьезной самостоятельной работы. Кирилл, например, решал задания прошлых лет, углублялся в интересные ему темы.
Несмотря на заслуженное звание «абсолюта», молодой человек не расслабляется: после финала олимпиады по астрономии его ждал финал по физике, где он стал призером, а впереди еще одно соревнование – заключительный этап Всероса по экономике. Впрочем, причин перенапрягаться в последний момент Кирилл тоже не видит:
– Тренеры и опытные участники советуют примерно за неделю до олимпиады минимизировать подготовку. Тут все как у спортсменов: им перед соревнованием тоже нельзя интенсивно тренироваться, нужно восстановить мышцы.
Солидарен с Кириллом и его коллега по команде Дмитрий Тимофеев, ученик 9‑го класса школы №1798 «Феникс»:
– Нужно не лениться, но и не перетруждаться, знать меру в работе и отдыхе. Перетруждаться еще хуже, чем мало работать, потому что ты еще и дополнительно устаешь. Во время подготовки я переключаюсь на свои хобби, могу погулять, с друзьями пообщаться.
В прошлом году Дмитрий, тогда еще восьмиклассник, писал заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии за девятый класс и стал призером. В этом же году он набрал максимум баллов в своей параллели. Говорит, что добиться такого результата помогли прошлогодний опыт, а также занятия в кружках в Центре педагогического мастерства, сборы и самоподготовка. А справиться с нервами, по мнению Дмитрия, позволяет правильный психологический настрой:
– Мне хотелось набрать столько баллов, сколько я способен, по максимуму. Я не стремился к конкретному результату, писал для себя, не считал себя должным перед кем-то и поэтому не волновался.
Девятиклассник Илья Гаранов из лицея «Вторая школа» в этом году впервые принял участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по физике – и сразу с блестящим результатом: в своей параллели он стал абсолютным победителем, набрав 87,8 балла. При этом борьба в девятых классах развернулась нешуточная: отрыв Ильи от следующего победителя – Артема Кобозева, тоже, кстати, москвича, – всего 0,3 балла, а от расположившегося на третьей строке списка Павла Прохорова – опять же из Москвы – ровно балл. Илья остался доволен не только своей победой, но и в целом олимпиадой: организация хорошая, погода приятная и теплая («никаких сугробов, как в Москве»), а задания «идейные».
– На некоторых других олимпиадах встречаются задачи, в которых просто нужно решить, например, огромную систему из десяти уравнений за ограниченное время, тут же были необычные задания, которые требуют какой-то конкретной идеи, – поясняет победитель.
По его словам, часто на олимпиаде по физике у участников бывают проблемы с экспериментальным туром просто потому, что не у всех есть возможность к нему подготовиться, но Илье повезло: он занимался практикой и в школе, где есть необходимое оборудование, и на сборах перед началом олимпиады.
Одиннадцатиклассник Игнатий Тарабрин из школы на Юго-Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова стал не только абсолютным победителем Всероса по химии, но и самой яркой звездой церемонии закрытия олимпиады: получив диплом, он спел а капелла версию песни «Мы желаем счастья вам». По словам Игнатия, вокальная студия была для него особым ресурсом поддержки во время подготовки к олимпиаде, поэтому и энтузиастам химии он пожелал иногда петь. Победитель дал и еще один, более близкий академическому миру, совет:
– Олимпиада по химии – это, конечно, очень хорошо, но надо всегда помнить, что есть реальная наука химия. То, что вы видите на олимпиадах, может довольно сильно отличаться от того, что вы видите в реальной жизни, поэтому я рекомендую всем присутствующим в этом зале иметь побольше лабораторной практики, побольше общения с веществом.
Сам Игнатий пока не выбрал вуз, но точно знает, что в будущем продолжит заниматься наукой, у него уже есть одна серьезная исследовательская работа, и останавливаться на этом он не намерен.
Детальные планы на будущее есть и у абсолютной победительницы Всероссийской олимпиады по литературе Софьи Лыженковой, ученицы 11‑го класса школы №57.
– Я решила связать свою жизнь с литературой, с филологией, заниматься современной поэзией, возможно, составлять сборники, писать рецензии. Мне близки внутренние принципы Высшей школы экономики, нравятся свежесть и неклассичность. Я слушаю лекции их преподавателей на интернет-ресурсах, вдохновляюсь и ожидаю встречи с ними в будущем году в качестве студентки, – рассказывает девушка.
Многие участники олимпиады по литературе говорят о том, что подготовиться к Всеросу по этому предмету очень сложно – никогда не знаешь, какие задания будут. Возможно, поэтому тактика Софьи – «читать много, в разных областях, цепляться взглядом за разные тексты, запоминать, повторять, пересказывать» – оказалась эффективной. Еще один секрет успеха – правильный настрой. По словам победительницы, тренеры и друзья перед олимпиадой желали ей получить удовольствие от соревнования, и в итоге все так и вышло.
А с чего начать подготовку?
Как показывает практика, добиться впечатляющего результата скорее получится в предмете, которым человек увлечен. Но определиться с тем, к чему лежит сердце, бывает непросто. И тут на помощь приходит пригласительный этап Всероссийской олимпиады.
Пригласительный этап – это нововведение пандемийной эпохи, когда очные олимпиады не проводились. На помощь пришли электронные технологии. Пригласительный этап – это соревнование в онлайн-формате, принять участие в котором может любой желающий, для этого достаточно получить код доступа к системе в своей школе.
– Мы видим, что проведение весной такого пригласительного этапа действительно дает ребятам возможность попробовать себя, – рассказывает Иван Ященко. – Ведь если во время школьного этапа ты не угадал с предметом и не очень хорошо написал олимпиаду, это тебе закрывает дорогу на следующий этап, придется ждать следующего года. А на пригласительном ты можешь попробовать себя в разных предметах, летом подготовиться к соревнованиям по тем, которые оказались ближе всего, в этом помогут интернет-ресурсы Центра педагогического мастерства и Московской электронной школы, и успешно стартовать уже в свой олимпиадный сезон. Это очень важная пробная попытка, тренировка, настоящая профориентация.
Ященко подчеркнул, что массовость пригласительного и школьного этапов во многом и обеспечивает успехи московских школьников на олимпиадах. Так, в прошлом году пригласительный этап писали 235000 москвичей, больше четверти из них принимали участие в соревнованиях по трем и более предметам. Для 51000 человек этот пригласительный этап стал знакомством с Всероссийской олимпиадой.
В этом году пригласительный этап проходит с 11 апреля по 27 мая и включает в себя все те же 24 предмета. Потренироваться перед соревнованием можно на вариантах прошлых лет, их легко найти на сайте Всероссийской олимпиады школьников. Для примера приведем и здесь несколько заданий пригласительного этапа прошлого года для средней школы.
Задания
Литература
Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии.
Встречался с тремя русскими царями. Первый потребовал, чтобы с младенца сняли шапку. Второй отправил его в ссылку. Третий вернул его из ссылки, ухаживал за его женой, взял с него слово, что тот не выйдет на дуэль, но писатель слова не сдержал.
Экология
Как называется оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими?
Русский язык
Разгадайте анаграммы, в которых зашифрованы лингвистические термины:
ортопед Хнесь
китаист Сил
Астрономия
Сохранится ли возможность наблюдать на Земле полные солнечные затмения, если расстояние до Луны увеличится в два раза?
Математика
Для приготовления одной порции салата требуются 2 огурца, 2 помидора, 75 граммов брынзы и 1 перец. На складе ресторана есть 60 перцев, 4,2 кг брынзы, 116 помидоров и 117 огурцов. Сколько порций получится?
Ответы
- А.С.Пушкин.
- Биосфера.
- Переходность и стилистика.
- Нет.
- 56 порций.
Оксана ИВАНОВА
Комментарии