Учитель истории и обществознания Благовещенской негосударственной средней школы № 2 «Наш дом» Наталья СТАРЧЕУС увлекается традиционной японской культурой и считает, что ее духовные ценности могут внести большой вклад в становление личности современного российского школьника.
По мнению учителя, главные цели исторического образования в школе – привить детям любовь к творчеству, развить фантазию, воображение и интуицию. Но исторической наукой интересы Натальи Анатольевны не ограничены. Она любит спорт, имеет первый разряд по баскетболу, пропагандирует в школе здоровый образ жизни.
Редко можно встретить человека, которому было бы неинтересно иногда на досуге узнать о прошлом, посмотреть исторический фильм, который перенесет его во дворец блистательных французских королей, или вслед за героями романа отправиться на рыцарский турнир. Но вот изучать историю из года в год в школе – это уже не столько удовольствие, сколько труд. И тогда невольно вспоминаются слова поэта, который вопрошал историю: «Кто ты – одно сплошное чудо и каждый миг твой мудр и свят или бессмысленная груда людей, событий, лиц и дат?»
Можно, конечно, запастись терпением, заучить все, что требует преподаватель, получить нужную оценку и забыть про этот предмет. Так стирается из памяти любое нужное, но не очень интересное дело. Но если попытаться не зубрить, а понять историю, то обнаружится, что от самого процесса размышления о прошлом можно получить не меньшее удовольствие, чем от чтения захватывающих приключенческих романов.
Мой опыт преподавания истории показывает, что научиться думать и успешно овладевать знаниями о прошлом может любой ученик. Но для этого нужно уметь учиться.
С чего начать? С создания особой атмосферы эффективного взаимодействия на уроке, с вовлечения каждого ученика в процесс «добывания» знаний, так как только полученные собственным трудом сведения остаются в памяти на долгие годы. На данном этапе целесообразно использовать различные памятки и алгоритмы по изучению революций, войн и других исторических событий. Научить работать с историческим источником, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспекты.
Это первый наипростейший этап в овладении умением учиться. Далее следует более продвинутый уровень: преподаватель ставит задачу, а метод ее решения ученик ищет самостоятельно.
И, наконец, пробившись «через тернии к звездам», можно достичь «высшего пилотажа» в умении учиться: ученик сам ставит задачу и ищет пути ее разрешения.
Но все мои педагогические изыски и дидактические находки могут разбиться об один-единственный, но очень большой камень преткновения – полное отсутствие у ученика желания учиться. Желание учиться! Можно научить понимать историю, можно научить учиться, но как добиться того, чтобы каждый хотел этим заниматься?
Низкий уровень мотивации школьников – это серьезная проблема, которую учитель пытается решить в меру сил и способностей. Нетрадиционные уроки и активные формы обучения – не панацея, а способ разбудить «болото», заставить «камчатку» перестать быть периферией и переместиться поближе к «центру». Иногда мне это удается, и я вижу блестящие глаза того, кто смог одержать победу над собой, над своей ленью или над сложной темой. Да это и не важно, над чем или кем одержана победа, главное в другом – дорогу осилит идущий…
А победа приходит к тому, кто не поленился за ней сходить.
Комментарии