search
main
0

Не кресло красит человека. Чиновники разные нужны, чиновники разные важны

В сентябре в Омской области появился новый министр образования – Сергей КАНУННИКОВ, отличник народного просвещения, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, прежде руководивший Центром довузовской подготовки и профориентации Омского государственного университета. Впрочем, в его биографии есть и работа в школе, и руководство городским Департаментом образования.

– Сергей Николаевич, не страшно было менять работу в университете на кресло министра?- Сомнения  перевесило то, что мне известен характер работы, объект применения сил, коллектив. Я ведь в образовании всю жизнь. Хотя не представлял, что будет настолько большой объем работы. В ведении министерства весь образовательный спектр вопросов, касающихся детства и юношества. К тому же в новом Законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как отдельный уровень, впервые появился дошкольный ФГОС, его нужно осваивать.Но я пришел не на пустое место, были планы, которые удалось успешно реализовать к концу 2014 года. Знаковое событие – открытие детского технопарка на базе областной станции юных техников. В сентябре мы открыли радиотехнический ресурсный центр, у нас их уже семь по разным направлениям – машиностроительный, нефтехимический, лесного хозяйства, агрономический. Это современно оснащенные комплексы, где есть возможность готовить очень хороших специалистов, рабочих в первую очередь. На днях был в авиационном колледже – к нему присоединили два профессиональных училища – производственного объединения «Полет» и завода имени Баранова. Уже идет реконструкция цеха, мы в прошлом году выиграли федеральный грант, в этом году ждем второй транш. В ближайшее время будет подписан договор с ОмГТУ, то есть сложатся все составляющие. Молодой человек может получить профессию рабочего, техника, продолжить обучение в вузе, а работодатель увидит его на всех этапах обучения. Создание ресурсных центров позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, о чем не раз говорил Президент России. В этом году собираемся создать ресурсный центр для одаренных детей.- Как это будет выглядеть?- Городской совет уже принял решение о передаче гимназии №117 в областное подчинение. К ней планируем присоединить здание бывшего детского дома №1, оно послужит интернатом. Но мы хотим, чтобы каждый учитель знал, как работать с такими ребятами. Поэтому областной Институт развития образования разработает технологию выявления и сопровождения одаренных детей, обучит педагогов. ИРО, кстати, разрабатывает еще один перспективный  проект. В области около 200 тысяч детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, – не только инвалиды или социальные сироты, но и просто малообеспеченные. Создаем сайт «ОмскРИД» («Омские родители и дети») им в помощь, «живой» портал на все случаи жизни, с советами психологов, педагогов, юристов. Объявим конкурс среди студентов на лучший дизайн. Хотим направить энергию детей в познавательное русло, загрузив в их гаджеты специальные интересные программы.- Будут ли какие-то изменения в процедуре проведения ЕГЭ?- Наша задача – сделать процедуру ЕГЭ четкой и прозрачной и, кроме того, рассказать всем, что ничего страшного в ней нет. Многие дети уже сделали выбор. Преподаватели технических вузов очень волновались, что у них будет мало студентов. И напрасно, как выясняется. Из 10390 выпускников, которые будут участвовать в ЕГЭ, 8341 выбрал профильную математику, 6980 – базовую, то есть многие решили сдавать и ту и другую, чтобы увеличить шансы на поступление. 3550 человек выбрали физику, 712 – информатику. Маловато литературы – 694, еще меньше географии – 291. Из иностранных языков больше, конечно, английского – 862, причем 80% хотят сдавать его с устной частью. Есть 39 «немцев» и даже 2 «испанца»!Пунктов проведения экзаменов нынче будет чуть меньше, но если в прошлом году онлайн-наблюдением были оснащены 17%, то теперь – 55%, остальные будут работать в режиме записи. Мы надеемся свести к минимуму число нарушений. В прошлом году их было 30, апелляции по четырем из которых признали неправомочными действия экзаменаторов – перегнули палку. Например, пришел ребенок с циркулем, и его удалили… Но большая часть проблем из-за того, что пытаются пронести телефоны. Причем напрасные старания – 22 пытались, 22 же и выявили. Полицейский проверяет на предмет антитеррористических действий, но изымать телефоны не уполномочен, наша педагогическая работа – убеждать. Не всегда получается. Но все больше детей, которые разделяют лозунг Рособрнадзора «За честный ЕГЭ!».- ЕГЭ усиливает отток лучших ребят из Омска – в Москву, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск. В наши вузы приходят слабые студенты?- Я почти десять лет проработал в университете, и конкурс всегда стабильный – как минимум 4 человека на место. Причем средний балл ЕГЭ – от 70 и выше. У нас много хороших ребят остается и в высшей школе, и в педагогику идут. Тем более что сейчас ужесточились требования к обучению за деньги – чтобы поступить, уже недостаточно сдать экзамены на минимальные баллы.- Как вы считаете, существующая система оплаты труда педагогов оправдывает себя?- Одну из приоритетных задач – доведение средней заработной платы педагогических работников общего образования до средней по экономике – мы выполнили. По итогам 2014 года она составила 26810 рублей. Окладная часть могла бы быть и повыше, ставка учителя должна оплачиваться достойно. Артист выходит на сцену один раз за день, а учитель – пять-шесть. И это не одно и то же – каждый урок не похож на другой, как и каждый класс. Даже хорошо подготовленный урок – всегда импровизация, не знаешь, что тебя ожидает. Такая работа требует большого эмоционального напряжения. Стимулирующая часть позволяет педагогу зарабатывать больше на своем же рабочем месте. Я бы посоветовал повышать профессиональный уровень: учитель первой категории может стать учителем высшей категории, может участвовать в грантовой деятельности, которая тоже предполагает оплату труда. Я про зарплату все знаю из первых уст – жена учительница.- Ваша жена до сих пор не директор?- Ей нравится быть учителем. К тому же я 12 лет был директором лицея №143, а два директора на одну семью – уже перебор.- В этом году у вас будет первый выпускной в статусе министра. Мне написала мама будущего выпускника: родители ее класса решили, что на выпускном дети должны выпить спиртное…- Я за 12 лет работы директором школы провел одиннадцать выпускных. Тут тоже нужен здравый смысл, а то чем хуже живем, тем больше шикуем. Обязанность школы – в торжественной обстановке выдать аттестаты. Но учителя ответственные – до утра дежурят. Всякое бывает, но ни один уважающий себя педагог не сядет за стол с ребятами, чтобы выпивать спиртное, и не будет в этом участвовать. Кроме юридической ответственности есть ведь и моральная.- Сергей Николаевич, как вы оцениваете уровень современных педагогов?- Уровень современных учителей высокопрофессиональный. Другое дело, что общество стало требовательнее. К тому же 15-20 лет назад, когда люди без образования вдруг стали получать огромные деньги, ценность образования была практически сведена на нет, а вместе с нею и уважение к людям, его несущим. Сейчас ситуация кардинально меняется, иметь хорошее образование становится престижным. У наших педагогов есть все условия, чтобы повышать профессиональный уровень, – прекрасный Институт развития образования, который ведет на протяжении всей профессиональной жизни. Это важно, потому что подходы к преподаванию меняются. Сейчас уже сумма знаний не самоцель, мы учим способам добычи этих знаний, их практическому применению. Можно на уроке химии учить ребенка формулам, а можно начать с выведения пятна на рубашке.Мотивация – вот движущая сила знания. Большое значение имеет поддержка родителей, особенно в детском саду. Без нашей совместной работы вряд ли что-то получится. Ребенок познает мир через игру, и надо, чтобы родитель эту игру продолжал дома, не для того чтобы провести время, а чтобы получить результат. Когда объясняем мамам и папам, что произойдет с ребенком в конечном итоге, появляется заинтересованность, они начинают видеть ту модель мира, к которой мы стремимся: ребенок и рядом два союзника – семья и школа.- Почему же омские педагоги не побеждают на Всероссийском конкурсе «Учитель года»?- Я специально ездил в Азовский район к Александру Иванову, который вошел в двадцатку на «Учителе года-2014». Очень интересный человек с независимым мышлением. Договорились, что осенью он даст несколько таких же уроков в Омске, как на конкурсе в Москве. Надо, чтобы тема у ребят совпадала, чтобы не искусственно было. Тем более предмет у него – история. Я тоже историк, самому посмотреть интересно. У нас много хороших педагогов, но как-то пока не совпадают они с надеждами жюри. Может, искры какой-то не хватает? Ищем.- Большая проблема с заработной платой технического персонала…- К сожалению. Но радует, что в этом году на это обратили наконец внимание. Удалось поднять зарплату до 6859 рублей. Все равно немного…- Кризис чувствуется?- Идет сокращение бюджета – федеральный на 10% уменьшился, мы тоже пересматриваем расходы. Все, что намечено, выполним, но, к примеру, призовой фонд конкурсов придется ужать. Раньше победителям конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года» дарили машины, теперь станем скромнее. Хотя и в этом есть свой смысл. Антикризисный план ведь предполагает, что мы проанализируем – а правильно ли мы все расходуем?- Будут закрываться школы? Ведь уже возникла проблема: закрывается школа – гибнет село, люди уезжают.- Люди уезжают, потому что нет работы, а не школы. Я считаю, что ученик начальной школы должен, конечно, учиться дома. И ничего страшного, если первоклассник сидит рядом с третьеклассником. У нас есть школы, где на одного ребенка приходится один учитель. Это принцип человеческого существования. Но когда физику преподает учитель литературы, это уже ненормально. А чтобы учиться у хорошего учителя, приходится ехать в большую школу. Педагогическое училище в селе Малороссы Любинского района закрывается – 15 человек осталось. Жалко, но надо руководствоваться здравым смыслом.- Эксперимент по объединению образовательных учреждений продолжится?- В Большереченском районе создают образовательные комплексы – детский сад, школа, дополнительное образование. Но не в рамках какого-то эксперимента и не для экономии, а для того чтобы было единое образовательное пространство. Ведь так и детям, и родителям удобнее, и преемственность создается. Глупо проводить такую серьезную работу, чтобы сократить одного-двух директоров. Мы обобщали этот опыт, в прошлом году руководители районных комитетов знакомились с ним. Но это не железобетонно – если что-то пойдет не так, можно будет вернуть все назад.- Исчезла в этом году дотация на школьное питание…- Дотация состояла из двух частей – областной и муниципальной, составляя 10 рублей. Помощь стала адресной: для детей из семей, в которых средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения. Был недавно в Крутинском районе: глава Василий Киселев, бывший учитель географии, каждой школе купил по теплице из поликарбоната. Выращивают овощи для школьных столовых. В Москаленском районе маленькая основная школа – Майская – завела себе мини-ферму. В городе другие условия, но у каждой школы есть своя территория, свои возможности.- Сергей Николаевич, решился ли вопрос с продленкой, которую  по закону об образовании перестало оплачивать государство?- Раньше продленки были в 40% школ, сейчас поменьше. Но в итоге там, где нужно, продленные группы созданы: муниципалитеты поддержали, родители. Хотя, конечно, мне такой подход непонятен – почему учитель, который помогает делать уроки, занимается не образованием, а лишь присмотром и уходом? – Как я понимаю, у вас не кабинетный стиль работы?- Стараюсь бывать в учебных заведениях каждую неделю. Несмотря на огромное количество совещаний, нельзя забывать, для чего министерство существует: чтобы школе, колледжу, вузу, педагогам было легче работать, а ученикам – интереснее учиться. А увидеть это можно только на месте… Не считаю себя чиновником, я часть системы образования. Моя задача – сделать так, чтобы все структуры образования помогали друг другу. Тогда, может, и слово «чиновник» потеряет негативный оттенок.Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте