В первой половине XX века экономические потребности Ямала обусловили создание профессиональных учебных заведений. В начале 30-х годов открываются первые профессиональные учебные заведения: педагогическое училище, школа фабрично-заводского ученичества, советско-партийная школа, зооветеринарный техникум.
Первое направление в профессиональном образовании Ямала – педагогическое. 14 февраля 1932 года Уральский областной исполнительный комитет принял постановление об открытии в Салехарде педагогического техникума. Первая группа учителей была выпущена только в 1938 году. К началу 40-х годов училище уже стало солидным учебным заведением города, в котором обучались более 200 студентов, из них 86 студентов – представители коренных малочисленных народов Севера.В 1933 году при Обдорском рыбоконсервном комбинате открылась школа фабрично-заводского ученичества. Это учреждение готовило квалифицированных рабочих для предприятий Ямала по следующим профессиям: консервщик, кормоприемщик, стерилизаторщик, филейщик, засольщик, судомоторист. А в 1935 году постановлением СНК от 22 марта в Обдорске был открыт оленеводческий техникум.В 1945 году в Салехарде открываются два профессиональных учебных заведения: медицинское училище и культурно-просветительная школа. Это были первые профессиональные учебные заведения Ямала.Период освоения Севера потребовал квалифицированных кадров различных профессий и специальностей, особенно нефтяников и газовиков. Поэтому не случайно в 60-80-е годы XX века открываются новые профессиональные учебные заведения.В 1967 году в Лабытнанги по решению Тюменского областного управления профессионального образования для подготовки кадров для строительных организаций округа создано профессиональное училище №21. В Надыме на производственной базе объединения «Надымгазпром» Министерства газовой промышленности основано профессиональное училище №4 . Первый набор был сделан в 1981 году по двум профессиям: слесарь КИПиА и повар-кондитер. В настоящее время училище ведет подготовку по 7 профессиям.Новоуренгойский техникум газовой промышленности – негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, организован в 1982 году. Учредитель техникума – открытое акционерное общество «Газпром».В 1985 году в Ноябрьске открывается филиал сургутского профессионально-технического училища №56. В 1987 году он был преобразован в самостоятельное учебное заведение – ПТУ №39. В 2003 году в истории профессионального лицея №39 происходят значительные перемены – он реорганизован в Колледж профессиональных и информационных технологий. Это не только смена названия, это возможность для студентов получить более высокий уровень профессионального образования.Ноябрьский педагогический колледж был открыт в 1988 году как Ноябрьское педагогическое училище, в 2007 году реорганизован путем присоединения в Ноябрьскому колледжу профессиональных и информационных технологий. В 1990 году открывается педагогическое училище и в Новом Уренгое, а в 2005 году получает статус колледжа, в 2008 году становится Новоуренгойским многопрофильным колледжем.В 1990 году Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР открывает в Ноябрьске нефтяной техникум, который в 1998 году преобразован в нефтегазовый колледж, в 2007 году реорганизован путем присоединения к Тюменскому государственному нефтегазовому университету.В 1999 году в Муравленко открывается многопрофильный профессиональный колледж, осуществляющий подготовку специалистов в области начального и среднего профессионального образования. В 2000 году открывается профессиональное училище в Ноябрьске, в 2007 году оно реорганизовано путем присоединения к Ноябрьскому колледжу профессиональных и информационных технологий.В 2001 году открыто профессиональное училище в городе Губкинский, а 2004 году – в Тарко-Сале.Таким образом, сегодня система начального и среднего профессионального образования ЯНАО представлена 11 образовательными учреждениями.В округе выработана своя стратегия развития системы профессионального образования, направленная на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, востребованных на региональном рынке труда.С 2007 года непосредственно начинается реформирование системы профессионального образования на основе активной интеграции образовательных учреждений, это позволило устранить дублирование в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, материально-техническую и учебно-лабораторную базу.Необходимо отметить, что на территории ЯНАО интеграция произошла как горизонтально (слияние учреждений образования), так и вертикально (объединение учреждений разного уровня при сохранении программ присоединяемых образовательных учреждений – НПО и СПО). Вертикальная интеграция позволяет обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики, способствовать мобильности учащихся, предоставляя им возможность выстраивать собственную образовательную траекторию. Необходимо отметить, что все государственные образовательные учреждения СПО ЯНАО, находящиеся в ведении Департамента образования, являются колледжами.Реализация интегрированных программ по сопряженным профессиям НПО и специальностям СПО позволяет выпускнику одновременно иметь рабочую профессию и подготовку на уровне специалиста. Это направление стало значимым для СПО.Таким образом, за три года сеть учреждений сократилась на 5 учреждений, 3 из которых находились в ведении Департамента образования.В результате реформирования системы профессионального образования ЯНАО созданы и устойчиво работают многоуровневые учреждения (колледжи) в городах Ноябрьск, Муравленко и Салехард: Ямальский многопрофильный колледж, Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий и Муравленковский многопрофильный колледж, в которых наряду с реализацией программ среднего профессионального образования осуществляют подготовку квалифицированных рабочих кадров по программам начального профессионального образования.В течение последних пяти лет государственным образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования ЯНАО удалось создать современную учебно-лабораторную базу для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.Наиболее востребованные среди молодежи автономного округа такие профессии, как автомеханик, оператор электронно-вычисленных машин, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, повар-кондитер, сварщик (электросварочные и газосварочные работы).Наибольшее количество студентов обучается по специальностям, входящим в отраслевые группы «Нефтегазовое дело» (3 специальности), «Образование», «Здравоохранение».Следует отметить, что прием в учреждения начального и среднего профобразования ЯНАО начиная с 2005 года осуществляется в рамках регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов.В результате мероприятий по приведению перечня направлений подготовки в соответствие с потребностями регионального рынка труда и экономики региона доля новых профессий начального профессионального образования увеличилась на 3% и составила в 2009-2010 учебном году 13%, а доля новых специальностей среднего профессионального образования – на 4% и составила в 2009 году 9%.С 2006 года на 50% увеличилось число государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования автономного округа, открывших новые профессии и специальности.С 2009-2010 учебного года в структуре профессий ГОУ НПО ЯНАО, включенных в региональный заказ, доминируют профессии технического профиля над профессиями социально-экономического профиля (61% против 39%). Прием в ГОУ СПО ЯНАО по специальностям технического профиля увеличился на 5,8% (с 32,7% в 2008 г. до 38,5% в 2009 г.).Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий является федеральной и региональной экспериментальной площадкой по темам «Создание гибкой системы многоуровневой многопрофильной подготовки и переподготовки кадров для малых городов Крайнего Севера» и «Формирование социально открытой системы профессионального образования как условия его саморазвития».Начиная с 2007 года ежегодно проводятся окружные конкурсы «Лучшее учреждение НПО ЯНАО» и «Лучшее учреждение СПО ЯНАО». За 4 года реализации ПНПО в ЯНАО в рамках региональной составляющей финансовую поддержку из средств регионального бюджета получили 3 учреждения начального профессионального образования и 2 – среднего профессионального образования.В 2011-2012 годах государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа планируют открыть следующие профессии и специальности, выпускники которых через 3-4 года могут быть востребованы работодателями в рамках реализации на территории автономного округа мегапроекта «Урал промышленный – Урал полярный»: Ямальский многопрофильный колледж (техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, слесарь по ремонту оборудования электростанций); Лабытнангское профессиональное училище» (слесарь по контрольно-измерительным приборам, мастер общестроительных работ) и др.С учетом стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года определены основные направления модернизации системы подготовки кадров для инновационной экономики ЯНАО:- формирование современной модели профессионального образования в ЯНАО;- создание условий для открытия новых профессий и специальностей;- создание ресурсных центров, учебных центров профессиональных квалификаций и служб содействия трудоустройству;- грантовая поддержка учреждений профессионального образования.Перспективы развития системы профессионального образования ЯНАО до 2015 года:- поэтапная модернизация направлений подготовки кадров через открытие новых профессий и специальностей по приоритетным направлениям;- дальнейшая оптимизация региональной сети образовательных организаций через создание многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений, особенно в муниципальном образовании города Новый Уренгой;- изменение организационно-правовой формы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования автономного округа;- создание в структуре образовательных учреждений профессионального образования автономного округа, особенно колледжей, новых подразделений: ресурсного центра профессионального образования, службы содействия трудоустройства выпускников, учебного центра профессиональных квалификаций (с 2011 года);- совершенствование содержания профессионального образования через введение новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, направленных на сокращение сроков обучения, кредитно-модульной системы организации образовательного процесса, расширение перечня интегрированных программ среднего профессионального образования с программами начального профессионального образования с учетом приоритетных направлений подготовки кадров, внедрение дистанционных программ обучения;- выстраивание сотрудничества с работодателями через взаимодействие с Торгово-промышленной палатой и Объединением работодателей автономного округа с привлечением их к разработке программ развития профессионального образования автономного округа, участию в реализации образовательными учреждениями профессионального образования автономного округа основных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (2012-2015 годы).Доля выпускников, получивших профессиональное образование по приоритетным для экономики автономного округа направлениям, возросла до 30% (против 29% в 2008-2009 учебном году), в том числе:- энергетика – 8,1% (157 чел.) против 3,5% (73 чел.) в 2009 году;- транспорт -12,7% (246 чел.) против 15,6% (323 чел.) в 2009 году;- строительство – 4,5% (88 чел.) против 4% (85 чел.) в 2009 году;- разработка полезных ископаемых – 5,4% (105 чел.) против 5,7% (119 чел.) в 2009 году.Ирина ГОЛИКОВА, начальник отдела Департамента образования ЯНАО
Комментарии