Тема “Некорыстные преступления”. 7-й класс
Цель: способствовать формированию негативного отношения к повреждению и уничтожению чужого имущества.
Задачи: сформировать понятия о некоторых видах уголовно наказуемых некорыстных преступлений, направленных против собственности; предупредить об ответственности за правонарушения, часто совершаемые подростками; обучить навыкам работы с документами.
Материалы к уроку: Я. Соколов, “Граждановедение” для 7-го класса; Уголовный кодекс РФ; Методическое пособие к курсу 7-го класса “Граждановедение” под редакцией И. Горевой.
Оформление: на доске рисунки подъездов, домов, стен, изуродованных автобусных остановок и т.д.; карточки с описанием правовых ситуаций.
Перед уроком класс делится на пять групп по 5-6 человек по желанию учащихся.
Ход урока
Беседа с учащимися
1. Что такое преступление?
2. Дать определение корыстным преступлениям.
3. Назвать корыстные преступления и дать им определение (что такое кража, разбой, грабеж, вымогательство, мошенничество?)
4. Какова юридическая ответственность за эти преступления?
Изучение нового материала
На доске
Некорыстные преступления – это преступления против собственности без цели ее присвоения:
1) Умышленное уничтожение или повреждение чужого
2) Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
3) Уничтожение или повреждение чужого имущества по…
4) Вандализм
Ученик позвонил в милицию и сообщил, что школа заминирована. Когда злоумышленника вычислили, он объяснил свой поступок так: не корысти ради, а для общей пользы…
Учитель обращает внимание на виды некорыстных преступлений. Первые два преступления УК РФ относит к преступлениям против собственности, а вторые еще и к преступлениям против общественной безопасности.
Далее учащиеся работают с материалом учебника и статьями УК РФ самостоятельно в группах. Группам даны статьи 207, 214, 167, 168 УК РФ и 5 карточек для проверки знаний.
Вопросы для групп:
1. Является ли описанное деяние преступлением?
2. К какому виду некорыстных преступлений оно относится?
3. Какое наказание может за него последовать?
4. Придумать свою ситуацию на некорыстное преступление, не называя его вид.
По итогам деятельности групп учитель вместе с учащимися выслушивают ответы, комментируют и т.д.
Представители групп отвечают на вопросы товарищей: Что это за преступление? Какое следует наказание?
Выходной контроль.
1. Задание N 1 на странице 90 учебника.
2. Формированию негативного отношения к правонарушениям способствует выполнение задания N 2 на странице 90 учебника.
Домашнее задание
╖12, найти в учебнике иллюстрации к некорыстным преступлениям; по желанию учащихся пункт “В мире мудрых мыслей”. Выбрать понравившееся высказывание и объяснить.
Тема “Демократические выборы”. 8-й класс
Цель: расширить представления учащихся о целях и ходе проведения выборов;
познакомить их с некоторыми аспектами проведения выборов.
Задачи: научить работать с документами;
сформировать представление о правах избирателя и его роли в выборах;
научить оценивать достоинства кандидатов в депутаты.
Понятия: бюллетень избирателя, политическая апатия.
Материалы к уроку:
1. Учебное пособие под редакцией Я. Соколова для 8 кл.
2. Рабочая тетрадь А. Драхлера к учебнику Я. Соколова “Граждановедение”.
3. Конституция РФ.
4. Закон РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”.
Ход урока
На доске цитата Цицерона:
“Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы”.
Вопрос: Как вы понимаете это выражение? Объясните. Когда учащиеся объяснят смысл этой цитаты, учитель проводит беседу:
1. При каком политическом режиме возможны выборы?
2. Назовите признаки демократии.
3. Кого мы в нашем государстве выбираем?
4. Какова конечная цель любой власти?
5. Кому должна служить власть?
По ходу беседы учащиеся делают запись в тетрадь: цель любой власти – улучшить жизнь граждан; в РФ выбирают: президента, депутатов Госдумы, глав администраций, губернаторов, мэров, депутатов законодательных собраний; демократия и выборы тесно связаны между собой и т.д.
Работа с материалом учебника.
Найти, прочитать, объяснить ╖13.
1. Какими должны быть выборы в демократическом обществе?
2. В чем заключаются интересы избирателей? Каковы мотивы голосования?
Работа со статьями из Закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” 3, 4, 5, 6, 7 и со статьей 32 Конституции РФ.
Читают, комментируют вместе с учителем.
В тетрадь записывают, что в России избирательное право: всеобщее, прямое, равное, при тайном голосовании.
Кто имеет право голосовать?
Закрепление. На доске рисунки, комментирующие нарушение закона о выборах. Определить, в чем нарушен закон о выборах?
Вопрос к классу: Трудна ли роль избирателя и почему?
Выслушиваем мнения учащихся, обобщаем, а далее тренинг “Я голосую за тебя”. Подростки работают в парах. Каждому необходимо составить список важнейших достоинств собеседника с учетом того, что тот является кандидатом на высокий пост и скоро состоятся выборы. Во время работы ребята не должны разговаривать друг с другом. Нельзя задавать вопросы, просить подтвердить высказанное мнение. Затем они знакомят со своими записями друг друга, комментируют и дополняют их. Собеседники имеют право задавать вопросы, уточнять и высказывать свое отношение к услышанному.
Задача тренинга: попытаться самостоятельно выявить достоинства друг друга, осмыслить результаты работы.
Подводя итоги работы в парах, уместно определить тех учащихся, которые добились наибольших результатов, и наиболее верно определили мотивы избрания того или иного претендента на власть.
Закрепление
Придумайте афоризм со словом “выборы”.
Выборы – это …
Задание N 2, стр. 98, ╖13 (выборочно).
Познай людей и самого себя
Тест “Я – избиратель”
Домашнее задание
╖13, по желанию учащихся задания на выбор:
Составить текст рекламного ролика о необходимости участия гражданина в демократических выборах.
Демократические выборы – дело дорогостоящее: избирательная кампания, оплата работы избирательных комиссий, подготовка необходимых материалов и т.д. Почему же в демократических государствах люди спокойно соглашаются с этими затратами?
Карточки для работы
Карточка 1
Во дворе дома один из жильцов постоянно досаждал Андрею и его друзьям: то родителям нажалуется, то участковому. После очередной жалобы они решили “посчитаться” с ним: ночью облили бензином автомобиль жалобщика и подожгли его.
Карточка 2
Два 14-летних восьмиклассника не знали, чем себя занять. Они заметили одиноко стоящий автомобиль, владелец которого ушел за сигаретами. Ребята сели в автомобиль и поехали.
Карточка 3
Недалеко от деревни мальчики развлекались тем, что поджигали тополиный пух. Очередная волна пламени вместе с большой охапкой пуха была подхвачена ветром и брошена прямо на крышу дома. Зной и сушь стояли невероятные, дом полыхнул.
Карточка 4
Группа подростков шла на дискотеку. Проходя мимо памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, один из них нарисовал краской на памятнике фашистскую свастику.
Карточка 5
Семиклассники очень боялись контрольной работы по физике. Один из учеников класса сказал, что знает верный способ ее отменить. Утром следующего дня он позвонил директору школы и, изменив голос, сообщил, что в одном из кабинетов заложена бомба.
Людмила АБДУЛОВА,
учитель граждановедения школы N 1
Бежецк,
Тверская область
Комментарии