search
main
0

Не коллектив для тебя, а ты для коллектива . Важно выполнять свои обещания

Нынешний школьный августовский педсовет для директора Владимира Свердлова был двадцатым. То есть уже два десятка лет прошло с тех пор, как стал он директором одной из воронежских школ, тогда обычной типовой новостройки, расположенной на окраине города. Сейчас эта школа – многоуровневый образовательный комплекс №2 и по праву считается одной из лучших в Воронежской области. А под началом директора ученический коллектив примерно в 1750 человек и около 200 педагогов.

– Владимир Яковлевич, на ваш взгляд, без каких качеств характера хорошего школьного директора не получится?

– Сразу ответить трудно, потому что директор школы должен быть очень многогранной личностью. Но, по-моему, начать нужно вот с чего. В первую очередь надо любить свою работу, жить ею, потому что если ходить в школу, как на каторгу, думать о маленькой зарплате и трудном положении, то достичь успеха невозможно.

Второе – надо любить детей. Если человек приходит в коллектив, где у него полторы-две тысячи детей, а он их не любит, не рад их видеть, то он соответственно не может доставлять им радость. Директор школы тогда настоящий директор, когда он любит детей и хочет их порадовать новыми методиками работы, итогами ремонта, новой школьной мебелью, техникой, еще чем-то. Другими словами, любовь к детям подталкивает директора к постоянному труду и, можно сказать, к творчеству, заставляет его творить на своей, в общем-то, административной работе.

Третье, не менее важное качество – надо уважать учителей, которые с тобой работают. Если сегодня человек на эту зарплату все еще работает в школе и при этом показывает высокие результаты – готовит победителей олимпиад, использует новые методики работы, его ученики дают высокие результаты на ЕГЭ, и все при ЭТОЙ зарплате! Люди, умеющие работать с такой отдачей в таких условиях, – настоящие подвижники. Поэтому директор должен не только любить детей, но и уважать учителей, которые с ним работают!

– В чем это уважение может проявляться?

– Ну понятно, что в любой ситуации должны соблюдаться морально-этические нормы поведения. Кроме того, директор всегда должен отвечать за свои слова. Если ты что-то пообещал учителю, то должен это выполнить. Если знаешь, что не сможешь выполнить, то лучше не обещать. Надо быть хозяином своего слова. И второе: директор работает в коллективе по принципу «я – для коллектива», а не «коллектив – для меня». То есть работай и старайся, чтобы другим было хорошо. Кому-то надо помочь с устройством ребенка в детский сад, кому-то – положить родственника в больницу. Надо стараться помогать людям, которые с тобой работают.

– Должен ли директор школы вести часы? Вы ведь филолог по специальности, уроки даете?

– Я из 20 лет первые десять вел уроки и искренне думал, что директор – это главный учитель, главный методист. Наверное, так и должно быть. Но жизнь показывает, что, чем лучше и сильнее становится школа, например, появляются лицейские классы, присоединяется детский садик, расширяется сотрудничество с вузами, и в итоге, чем серьезнее становится школа, тем меньше остается у директора времени на преподавание. А на мой взгляд, директор может преподавать лучше других, но не должен преподавать хуже! То есть я понял, что у меня не хватает времени преподавать на том уровне, к которому я привык, и в итоге я от часов отказался. Но это не значит, что я остался всего лишь администратором. Скорее стал руководителем педагогического и ученического коллективов. Да, я должен владеть методикой, и я ею владею. Да, должен решать хозяйственные вопросы не хуже других, и я решаю. Но в первую очередь я хочу, чтобы в моей школе было комфортно и учителям, и ученикам.

– Кем, на ваш взгляд, должен быть директор – авторитарной личностью или демократическим лидером? И в каком случае легче управлять коллективом?

– Думаю, в первую очередь директор должен быть самим собой. Если он по натуре доброжелательный и общительный, то у него просто не получится управлять авторитарными методами. Это будет игра и пародия. И наоборот, если директор авторитарен по своей сути, то он не сможет всегда быть добрым или уважительным. Главное – каждый должен быть самим собой. Демократичный директор, к которым я себя отношу, тоже может работать в своем стиле. Во всяком случае я стараюсь. Но в целом (ни в коем случае не обижая директоров авторитарного стиля управления!) мне кажется, что авторитарному лидеру легче управлять. На его стороне сила авторитаризма, а на стороне демократичного директора только заработанный авторитет.

Хотя в принципе, чтобы быть просто хорошим директором, независимо от стиля, нужно уважение коллег, детей и их родителей. Просто в случае авторитарного управленца к уважению прибавляется авторитаризм, а в случае демократичного директора есть только лишь одно уважение, основанное на его авторитете. На практике это проявляется в том, что люди стараются работать лучше просто потому, что уважают своего директора.

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте