Процесс образования – это сугубо индивидуальная деятельность: что я есть? что я могу? зачем? как? – это вопросы личности к себе самому. А учитель, как садовник, наблюдает, как растет его сад, вовремя проделывая все то, что необходимо для роста его “растений”. У каждого “садовника” – свой “сад”, свои “климатические условия”, а значит, и действия “садовника” будут разными (дифференцированными) в каждом конкретном случае. Правомерно отсюда вытекает вопрос: можно ли взять некий готовый продукт в виде раз и навсегда определенного опыта? Нет. Перенимается не опыт, а идея.
Методическая система преподавания граждановедения отличается от методики преподавания других предметов общеобразовательной школы. Здесь нельзя ограничиться постоянными величинами, такими, как “опрос по домашнему заданию” и “объяснение нового материала”, так как не только образовательный минимум заложен в сущности курса, но и формирование межличностных отношений, социальных умений и навыков гражданской зрелости конкретной личности и конкретного коллектива. В ходе исследования изучался вопрос, что необходимо для того, чтобы эффективно преподавать курс “Граждановедение”.
Во-первых, педагогические кадры. Граждановедение требует не просто глубокого знания предмета, а жизненной мудрости, опыта, душевной щедрости и, конечно же, эрудиции. Учитель граждановедения должен уметь:
импровизировать и постоянно учиться этому, т.к. ситуации, которые ставят дети, всегда непредсказуемы, и задача педагога, с одной стороны, не оставить эти проблемы без внимания, а с другой – успеть решить основные задачи урока и курса;
ощущать нить доверия, не терять ее из виду и оберегать всеми средствами, ибо если ее нет, то наш разговор теряет магическую воспитательную силу. Здесь слишком важно, чтобы ребенок именно вас выбрал в духовные наставники и поверил в силу вашего слова;
обладать определенным рядом умений, позволяющих создать условия для успешного гражданского воспитания и образования. К числу таких умений относятся в первую очередь выраженная гражданская позиция педагога, включающая уважение к основам конституционного строя; ценностное самоопределение его, включающее признание ценностей разнообразия и толерантности; демократический стиль педагогической работы, включающий позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать собственное оригинальное мнение ученика; высокая коммуникативная культура.
Во-вторых, необходим настрой ученика на работу над собой, убеждение в том, что наша работа поможет ему в отношениях дома и в школе, в успеваемости по другим предметам, в осмыслении происходящих событий в стране и за ее пределами и многом другом.
В-третьих, должны существовать правила работы на уроке граждановедения: как отвечать, как общаться, какие записи вести, как работать во время тренинга. Должны быть созданы своеобразные законы урока, обязательные и для учителя, и для ученика. Например: если один человек говорит, все слушают! Уважай мнение собеседника! Если до тебя прозвучало одно или несколько мнений, то вырази свое отношение к этим позициям: я согласен с…, я хочу поспорить с…, мне ближе точка зрения…
Каждый имеет право ошибаться! Всегда старайся найти доказательства (аргументы) своей точки зрения. Используй дополнительную литературу (словари, справочники, энциклопедии) при подготовке урока.
В-четвертых, важно, каким учебно-методическим комплектом (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя) пользуются ребята. Урок граждановедения подразумевает достаточно большой процент самостоятельной работы (индивидуальной и групповой) с первоисточниками, выполнение творческих заданий, тестов и т.д. Поэтому учебник должен содержать элементы хрестоматии, разноуровневые задания, дающие возможность проявить творчество и знания, разделы, которые могут служить основой для нравственного и социального тренинга.
В-пятых, большая роль в успехе программ гражданского воспитания и образования принадлежит школьным администраторам, которые должны способствовать созданию демократической обстановки, разработке и реализации комплексной образовательной программы, включающей в себя возможность применения гражданских прав и свобод в правовом пространстве школьной жизни.
Методические приемы исходят из целей и дидактических возможностей курса – воспитание гражданина, способного строить свою счастливую жизнь, не выходя за рамки законов, а, напротив, уважая и оберегая их, и, наконец, воспитание грамотного избирателя, осознанно участвующего в избирательной кампании, от чего зависит судьба его и Отечества. И в этом смысле образовательная сторона курса призвана знакомить школьников с различного рода документами, законами, устройством и механизмом работы государства. А свободная дискуссия является основным методическим приемом, позволяет сделать возможным тот самый нравственный тренинг и приблизить для ребенка “час ученичества”.
Но кроме этого, урок граждановедения дает и новый спектр дидактических возможностей, так как формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, и поэтому в преподавании этого предмета становится заинтересован любой учитель. Среди них:
1. Навык устного вступления, для которого требуется умение аргументировать свою точку зрения, слышать собеседника, уважать его мнение, высказывая свое отношение; вести дискуссию и способность отказаться от своей точки зрения ради истины.
2. Умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы, поставить их на обсуждение, взяв инициативу на себя (какой учитель отказался бы от умения ученика отличать общее от частного?!).
3. Умение оценить свой вклад и вклад товарищей в общую работу в классе, а также оценить личные качества и поступки свои и других.
4. Умение работать с книгой, которое и позволяет решить все ранее названные задачи.
5. Умение систематизировать знания.
6. Умение использовать на уроке все знания, которые он приобрел, изучая учебные дисциплины, почерпнул из художественной литературы, фильмов и собственного опыта, чтобы раскрыть ту или иную проблему, следуя мысли В. Вересаева: “Знания не должны лежать в нас мертвым грузом, они должны вращаться, сталкиваться, находиться в постоянном взаимодействии”. Словом, этот урок – возможность подготовить ученика-профессионала, умеющего быть для себя учеником и учителем одновременно!
Роль учителя-воспитателя (как организатора учебно-воспитательного процесса) была отмечена еще А. Дистервегом: “Пастух должен только привести лошадь к водопою, а пить воду она должна сама”. Учитель граждановедения творит ту социальную микросреду (в классе) и макросреду (в школе), которая позволяет ученику приложить полученные знания на практике, попробовать свои силы и ощутить трудности тернистого пути, начинающегося с элементарной вежливости, идущего через стремление к социальной справедливости и заканчивающегося гражданскими поступками, характеризующими степень зрелости личности.
Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом. “Как садовник был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений… Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка”. (Выготский).
Результаты исследования дают право акцентировать на том, что “не в количественном знании заключается образование, но в полном понимании и искусном применении знаний” или “Ум, хорошо устроенный, гораздо лучше, чем ум, хорошо наполненный!” (С.Соловейчик).
Вся методическая линия учителя, с нашей точки зрения, должна быть в русле “освободителя”, “открывателя” личности ребенка, его таланта и должна строиться с позиции тренера. Большая часть времени на уроке, вероятно, должна отдаваться на то, чтобы говорили, спорили, доказывали дети, а не учитель. Его задача направлять, расставлять акценты, дирижировать.
“Тренерская” позиция учителя как собеседника, советника, консультанта вполне оправданна и является оптимальной в соединении с процессом самосозидания личности гражданина. Он должен создать условия для приобретения учеником собственного опыта (эмоционального и рационального), который, по мнению Выготского, является “единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме. Только та связь остается для него действительной, которая дана в личном опыте. Вот почему в методике на первом месте стоят деловая игра, ситуационная методика, работа в группах. Именно те формы, которые дают простор для творчества ребят, включают их в активный процесс познания мира, людей и самого себя. Заставляют подняться на высший (творческий) уровень освоения темы и требуют широкого кругозора, эрудиции и находчивости. Возможно, при такой высокой шкале требований в классе появятся “молчуны”, которые по разным причинам (стеснение, непонимание, плохая речь, плохое настроение и т.п.) не будут участвовать в нашем разговоре. Что тогда?
Тогда, на наш взгляд, мы должны либо на время оставить ученика в покое (плохое настроение, внутренние проблемы), либо поместить его в такие условия, в которых он будет поставлен перед необходимостью или будет заинтересован в том, чтобы не молчать. Например, попросить ребят поработать в группах и взять на себя ответственность за подобную аргументацию одной из поднятых проблем (а это будет поощрено призовым баллом). Можно попросить вначале написать, затем сказать; можно пригласить поработать с компьютером, прежде чем приступать к общей дискуссии.
Что касается деловой игры и ситуативной методики, то эти формы работы невольно позволяют “войти в роль”, т.е. поставить себя на место другого человека, пережить его чувства, подобрать слова, чтобы передать их от его лица, и т.д. А это ведет к великому достижению – способности понять другого человека, способности увидеть, что кроме черного и белого в палитре бытия есть целая гамма оттенков и их можно и нужно различать, чтобы познать мир человеческий и свой собственный, сделать нравственный выбор привычкой, что в итоге и будет делать человека Гражданином, а не обывателем.
Следует особо обратить внимание на самостоятельную работу на уроке и работу в группах, ибо, ставя задачу воспитать личность, нельзя отрицать коллективные формы работы. Соглашаясь в тем, что знания всегда индивидуальны, нужно заметить, что каждый индивидуум живет в обществе, а следовательно, должен уметь считаться с его законами, общаться с окружающими и радовать их своим присутствием.
Г. Глезерман утверждает, что большое место на уроке должно занять обсуждение с учащимися жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание, живой, свободный, непринужденный обмен мнениями. “Там, где это учитывается, изучение вопросов нравственности вызывает большой интерес у учащихся и привлекает их возможностью высказать свое мнение”.
Как отмечает О. Богданова, в нравственном воспитании ребенка значительную роль играют возникающие в его повседневной жизни и деятельности проблемные ситуации, “в которых он должен принимать относительно самостоятельные решения, выбирать форму поведения в соответствии с усвоенными нравственными нормами (ситуации нравственного выбора). Это решение нельзя просто позаимствовать, оно должно быть найдено самим учеником (конечно, при помощи учителя). Тогда нравственный конфликт станет для личности испытанием и вместе с тем настоящей школой нравственного воспитания”.
А для того чтобы ребенок смог “потренировать” себя, свое поведение в различных ситуациях, его надо поставить в ситуацию выбора своего поведения с последующим комментарием к этому выбору.
По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает и переосмысливает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения. Подобная методика (ситуативная) очень распространена у нас и за рубежом и признана одной из активных (и эффективных) форм среди используемых в области гражданского воспитания и образования в наше время.
Роль учебной группы
на уроке граждановедения
На уроке, начинающем изучение новой темы, дети получают задание: в группе из четырех или пяти человек обсудить эту тему (каково ее содержание, актуальна ли она для общества в целом, для этих ребят) и сформулировать проблемы для обсуждения в классе. Оптимальным вариантом является группа из четырех человек. Размещаясь за двумя партами (друг за другом), дети легко могут организовать беседу.
Учитель может разделить класс на группы самостоятельно или прибегнуть к помощи классного руководителя. Можно проделать это с помощью актива класса – назначенных руководителей групп. (Важно соотношение девочек и мальчиков в группе: руководитель-девочка выбирает заместителя из числа мальчиков).
Следует помнить и о том, каков психологический микроклимат в классе, чтобы дети не стали предметом насмешек и оскорблений. На практике можно увидеть, что дети по-разному готовы к таким способам формирования групп и уже сам критерий отбора может показать уровень класса. В сильных классных коллективах руководители набирают себе команду по умственным способностям, а в тех, которые послабее, на первое место ставится дружба, личные симпатии и т.п.
Какая работа может идти в группе? Ознакомившись с материалами темы, ребята начинают обсуждение. Формулируя проблемы, каждый должен внести свое предложение. Огласив свою проблему, ученик к тому же берет на себя инициативу ее отстаивать при общем разговоре и по возможности отстаивает.
Групповая форма работы нацелена на организацию предметного общения детей по той или иной проблеме, на отработку умения делать общие выводы на основе нескольких мнений, совместно работать с письменными источниками, критически анализируя информацию.
Оценивание различных форм работы на уроках граждановедения требует особого подхода. У учителей-практиков нет однозначности на этот счет. Традиционное оценивание по шкале от 2 до 5 баллов для граждановедения не совсем объективно, так как в большинстве случаев на этом уроке оцениваются не просто знания по теме, а точка зрения, высказанная на основе знаний, степень участия в уроке, понимание учеником тех или иных процессов в экономике, политике, общении и т.д. Поэтому использование рейтинговой оценки в этом случае дает более богатый спектр для поощрения деятельности учащегося. Любое даже минимальное количество баллов расценивается как положительный момент и стимулирует учащихся к участию в уроке. Поиск особых форм оценивания знаний, умений и навыков по граждановедению вызван и тем, что, привыкнув работать в системе оценки, ученик не готов сразу перейти к тому, чтобы активно работать на уроке, не получая оценки. Более того, для большинства учащихся оценка остается привычным стимулом для совершенствования, критерием отчетности перед родителями.
Рейтинговая оценка в “Граждановедении” складывается из баллов, полученных за работу в группе, и баллов, данных учителем лично каждому за участие в дискуссии в классе (так называемый призовой балл), за выполнение различного рода творческих заданий. Итоговая сумма заносится в журнал.
Марина ШКРОБОВА,
методист Заволжского отдела образования
Ульяновск
Комментарии