search
main
0

Не кнут, не пряник, а инструмент анализа

Проверочные работы любого уровня могут преследовать самые разные цели. Но в идеале их главная цель – понять, насколько хорошо дети освоили те или иные темы, где и с чем у них есть проблемы. И все для того, чтобы затем сделать правильные выводы и начать эти проблемы устранять. Именно поэтому так важно относиться к Всероссийским проверочным работам адекватно, трезво и непредвзято – причём как ученикам и учителям, так родителям и школьной администрации. Послушайте, что по этому поводу говорят люди, к мнению которых следует прислушаться, ибо они, как говорится, более чем в теме.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Максим Владимирович ШЕПЕЛЕВ, победитель конкурса «Учитель года Ивановской области – 2019», кандидат химических наук, заведующий кафедрой теории и методики общего образования Университета непрерывного образования и инноваций, эксперт Всероссийского экспертного педагогического совета в сфере общего образования при Министерстве просвещения РФ, Почетный работник воспитания и просвещения РФ:

– ВПР уже давно стали неотъемлемой частью системы диагностики и контроля качества знаний обучающихся по различным предметам в течение длительного периода их обучения. Это особенно актуально для наших школ в контексте того, что некоторые изучаемые предметы, по мнению самих же ребят, являются «ненужными», и им, следовательно, можно уделять меньше внимания по сравнению с предметами, которые выбираются для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Всероссийские проверочные работы позволяют обеспечить оптимальный для ребенка уровень погружения в якобы «ненужный» предмет, чтобы извлечь максимум пользы в будущем. Следует особенно отметить, что предлагаемые задания разработаны по единым подходам, наблюдается схожесть некоторых заданий с заданиями ОГЭ и ЕГЭ, при этом технологии проведения ВПР постоянно совершенствуются. Такая унификация обеспечивает возможность объективного сравнения результатов в каждом субъекте нашей огромной страны между собой. Кроме того, сами педагоги могут тщательно проанализировать эти результаты и сделать выводы о том, какие темы у ребят западают, и какие навыки у них сформированы не в полной мере. Педагогу останется только внести необходимые коррективы в учебный процесс.

Оксана Васильевна ЗРАЕВА, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края – 2017», учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-методической работе школы №8», Ачинск, Красноярский край, Заслуженный педагог Красноярского края:

– Идея создания Всероссийских проверочных работ замечательна! Ее главная ценность заключается в возможности получить объективную оценку качества образования – как в определенном классе, так и в отдельном муниципалитете, регионе, в целом по стране. С их помощью нетрудно выявить проблемы в преподавании конкретного предмета (в начальной школе это русский язык, математика, окружающий мир) и организовать качественную корректировку пробелов. То есть учитель может увидеть реальный результат своей деятельности.

Четвероклассники первыми встречаются с ВПР, которые являются обычными итоговыми контрольными, позволяющими определить уровень знаний выпускников начальной школы. Тексты проверочных работ разрабатываются на основе требований ФГОС, они просты, понятны и доступны, охватывают все основные темы заявленных предметов и, по большому счету, не вызывают трудностей у ребят, которые все четыре года старательно учились и хорошо усвоили материл. Уровень сложности ВПР можно отнести к среднему. Для выполнения работ не требуется специальная подготовка, ведь все задания содержат тот материал, который ребята проходили в течение учебного года

ВПР в «началке» – это не экзамен, но отличная практика, помогающая психологически подготовиться к настоящему экзамену в будущем, первый кирпичик, заложенный в фундамент качественной подготовки к серьезным взрослым испытаниям.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Сергей Германович ЮДАКОВ, победитель конкурса «Учитель года Тамбовской области – 2020», кандидат педагогических наук, учитель физики тамбовского Лицея №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А. М. Кузьмина:

– Могу сказать, что реакция многих учителей на ВПР скорее отрицательная. Почему? Потому, что они не видят смысл в этой работе, считают для себя это лишней нагрузкой. Но всё если вспомнить, что любой тест, любая проверочная работа – это прежде всего инструмент аналитический, отношение к данному мероприятию можно изменить. Необходимо лишь, проанализировав текст ВПР, определить для себя в нем важные элементы. Они могут быть как узко специфичными для данного предмета, так и обще учебные.

Например, взять ВПР по физике. Чтобы выполнить задание, нужно уметь считать, выражать и обосновывать свою мысль в развернутом ответе на задание, знать формулы, единицы измерения, физические законы. Кроме того, для учащихся подобное испытание – еще одна возможность проверить свои знания и умения, выявить собственные учебные проблемы.

Не секрет, что ВПР часто проходит по довольно банальному сценарию: написали, получили оценки и тут же забыли о сделанном, как о чём-то ненужном, чуждом. А ведь можно и нужно превратить эту работу в инструмент, не только констатировав наличие тех или иных западаний, но и спланировав серьезную работу по их исправлению и ликвидации. Тогда ВПР для конкретного учителя приобретет совсем другой смысл.

Ольга Владимировна РОЖКОВА, победитель конкурса «Учитель года Тамбовской области – 2019», учитель русского языка и литературы Гимназия города Мичуринска, Тамбовская область:

– ВПР. За или против? Отменить или продолжить? Польза или вред? Подобные вопросы возникают в кругу учителей и учеников. Я однозначно могу ответить – я за ВПР! Всероссийские проверочные работы – это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями и единым стандартом оценки. То есть это объективный способ оценивания знаний ребенка по предмету.

Я учитель русского языка. ВПР по моему предмету представляет собой диктант и задания по всем разделам языка (например – поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). На мой взгляд, такое содержание проверочной работы позволяет увидеть, насколько освоена программа курса всего класса и отдельного ученика. Анализ результатов помогает выстроить дальнейшую траекторию образовательного процесса. А еще выполнение подобных работ помогает подготовиться психологически к ОГЭ и ЕГЭ, которые ждут ребят впереди.

Не согласна с мнением, будто бы задания ВПР требуют дополнительной подготовки. На самом деле, чтобы успешно выполнить их, учащимся необходимо систематически готовиться к урокам, и тогда сложности не возникнут.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Елена Анатольевна МАЛЬЧИКОВА, победитель конкурса «Учитель года Рязанской области – 2021», учитель начальных классов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Лицея № 52, Рязань, Рязанская область:

– Учебный год только начался, но учителя уже задумываются о выборе пособий для подготовки к написанию всероссийских проверочных работ. Да, сами работы пишутся учениками, начиная с 4 класса школы, именно в весенний период. Однако особый формат заданий, их количество и даже оформление записей, всё это создает необходимость в дополнительной и заблаговременной работе с обучающимися.

Возникает вопрос, какие пособия использовать. Здесь нам, учителям начальных классов, помогают методические материалы, разработанные и выпускаемые издательством «Экзамен». Они созданы разработчиками вариантов ВПР и получили экспертную поддержку. На страницах этих пособий мы найдем весь комплекс тренировочных заданий по всем предметам начальной школы, выполняя которые, выпускники 4 класса получают четкое представление о предлагаемых заданиях ВПР. Большое количество размещенных вариантов помогает отработать материал на высоком уровне и разобрать все нюансы в описании задания, в исполнении и написании ответа.

Пособия «Экзамена» удобны в использовании и с точки зрения применения в школе на занятиях, и в домашних условиях с родителями. Непосредственно формулировки заданий и четкие комментарии помогают понять логику вопроса и разобраться при необходимости с темой или разделом. А то, что задания в пособиях издательства типовые, дает особую уверенность и ученикам, и учителям, и родителям в благоприятном исходе при выполнении ВПР. Если выбирать материалы для подготовки вместе с классом, то, несомненно, пособия издательского дома «Экзамен».

Анастасия Николаевна МИНГАЧЕВА, победитель конкурса «Учитель года Ульяновской области – 2017», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог дополнительного образования «Центра по выявлению и поддержке одаренных детей «Алые паруса», Ульяновск:

– «Мы по-разному смотрим на вещи. Ты – реально. Мы – эмоционально», – так писал Довлатов своей супруге в 1978 году. Учителя, ученики и родители тоже по-разному смотрят на тенденции в образовании. Для одних в ЕГЭ, ОГЭ и иных «государственных» и «всероссийских» тексты «не те», лишний стресс и нехватка времени; для других – четкая структура и «прозрачные» критерии оценки. Мне близка позиция вторых.

Вспомним, что ВПР по русскому языку представляет собой комплекс заданий, позволяющих оценить уровень достижения предметных и метапредметных результатов. Тексты второй части ВПР – это материал, расширяющий кругозор детей и знания о культуре и науке; на этапе подготовки тексты помогают учителю «погружать» учеников в мир лингвистического анализа, глубинно изучать языковые единицы.

Важно, что при выявленных дефицитах после написания ВПР можно назначить индивидуальное «лечение»: повторить раздел языка, закрепить и отработать правило на практике, заняться тренировкой внимательности и скорости письма.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Екатерина Сергеевна БИБИЧЕВА, победитель конкурса «Учитель года Рязанской области – 2019», учитель математики и информатики Ключанской школы, Кораблинский район, Рязанская область:

– Каждый год в средствах массовой информации обязательно промелькнет новость о том, что некий депутат в очередной раз предложил отменить ЕГЭ. Каждому мало-мальски сведущему человеку понятно: это предложение изначально обречено на провал. Альтернативного экзамена в нашей стране на сегодняшний день нет. Нападкам подвергается и младший брат ЕГЭ – основной государственный экзамен.

Достаётся и Всероссийским проверочным работам. Самый главный аргумент противников такого вида работ – это ещё одна форма психологического давления, дети нервничают, переживают, лучше бы написать обычную контрольную, а не «всероссийскую». Особенно страдает начальная школа. Хочется разъяснить ситуацию с позиции не только учителя с приличным стажем, но и заместителя директора.

Основная цель ВПР в начальной школе – своевременная диагностика достижения детьми образовательных результатов. Вовремя распознать пробелы очень важно. Любой пробел в начальной школе к выпускному классу вырастет в огромный снежный ком, в непреодолимую пропасть непонимания. Это непонимание играет очень большую роль в формировании мотивации. Любому человеку, в том числе и взрослому, неинтересно заниматься делом, которое ему непонятно. Что же говорить о детях? Падает мотивация к изучению предмета, а потом и к образовательной деятельности в целом. Задания ВПР знакомы детям – это обычные задачи, предлагаемые в учебниках. Есть практико-ориентированные задачи, без сомнения, важные, ведь получать знания без понимания, как можно применить их в жизни, абсолютно бесполезно.

Не стоит бояться ВПР – ведь это не вердикт, не навешивание ярлыков, это просто своевременное выявление возможных проблем, которое нужно и учителю, и родителю.

Анастасия Николаевна КУЛИНЕНКОВА, конкурса «Учитель года Тульской области – 2018», учитель физики Центра образования № 8, Тула:

– За последние 8 лет ВПР прочно вошли в образовательную систему. И, на мой взгляд, учителя успели приспособиться к этому виду оценки знаний по предмету. Формат, а иногда и содержание заданий, в проверочной работе отличается от стандартных задач из учебника. Поэтому их можно использовать, как дополнительный способ повышения мотивации при изучении предмета, так как будет вызывать интерес со стороны учащихся. Конечно же, не стоит забывать, что в школе должен реализовываться системно-деятельностный подход, а структура контрольно-измерительных материалов ему полностью соответствует.

Результаты ВПР по физике позволяют выявить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся, а также отражают, насколько они овладели универсальными учебными действиями и применяют их в различных ситуациях. Сделав полный и подробный анализ итогов ВПР, можно выстроить индивидуальную траекторию развития ученика и его личностных достижений, что немаловажно для положительного отношения к предмету.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Анастасия Борисовна ЛЯХОВЕЦ, победитель конкурса «Учитель Ставропольского края – 2018», учитель иностранного языка школы №10 Ессентуки, Ставропольский край:

– «Недолго музыка играла, как говорится. Только все вздохнули с облегчением, что отменили ВПР по английскому языку, как, вот оно – получите, распишитесь…», – с таким заголовком мне попалась статья на Дзене пару дней назад. В ней мама –преподаватель английского достаточно резко пропесочила ВПР по иностранному языку: мол, задания олимпиадные, технические возможности подводят, оценки портятся, и вообще, предать бы все это дело анафеме. А вот я за эту ВПР заступлюсь и приведу несколько аргументов.

Во-первых, изучение иностранного языка – процесс трудоемкий: азы хватаются быстро, а усложнение материала обычно требует поддержки мотивации (внешней и/или внутренней). ОГЭ по английскому выбирают многие, а ЕГЭ в разы меньше: достаточно сильно «вся кухня» подготовки и самого экзамена отбивают желание нырять в этот процесс. ВПР по нашему профилю может стать определенным этапом подготовки к экзамену по английскому языку в 9 и 11 классах: знакомство с форматом, психологическая тренировка, а не только как способ контроля. Целенаправленно готовясь к проверочным работам, школьники получают первоначальное представление о будущей итоговой аттестации в 9-м классе.

Во-вторых, ВПР по иностранному языку предоставляют учителю и ученику возможность объективно оценить свои успехи, а также выявить пробелы в знаниях, ведь это инструмент внешней оценки. Да и сетовать на повальное списывание не приходится: компьютерная форма проведения, аудирование и говорение выведут знание (или незнание) ученика на «чистую воду». Признаюсь, мои инертные 7-8-классники заговорили, только когда на поток тренировали описание картинки. Да, шаблон, но вариативность помогала развивать речь. Плюс, значимость предмета в глазах обучающихся и родителей выше, если он проверяется «извне» (увы ?).

В-третьих, нам повезло, что в наше время есть достаточное количество пособий, помогающих стратегически и методически подойти к подготовке (например, пособия издательства «Экзамен»). Вспоминаю, как готовилась к ЕГЭ в свое время: по словам моего преподавателя, в 2009 году мы все были как слепые котята, выручало методическое чутье преподавателя. Сейчас, мы все вооружены уже практически с начальной школы: стратегиями, методиками и т.д. и можем готовить ко всему спектру оценочных процедур, было бы желание (обяжут) и способность (нет предела совершенству).

Суммируя, при всех минусах (наверняка, найдут «надзоры» и родители), вижу в процедуре ВПР по ИЯ больше положительных моментов. Для меня, как для практикующего учителя, это история про рабочий инструмент в обучении ИЯ, нежели про запугивание и избыточную отчетность. Отменить нельзя, оставить. Для себя пунктуацию я обозначила. А дальше – we shall see, как говорится.

Татьяна Валентиновна ШПАРБЕР, учитель биологии «Лицея Бауманский», Йошкар-Ола, Республика Марий Эл:

– Задания ВПР по биологии проверяют не только знания по данному предмету, но и позволяют понять уровень эрудиции учащихся и умения применять знания на практике. Практическая направленность структуры ВПР, позволяет оценить метапредметность, то есть умение использовать знания смежных дисциплин. В процессе испытания проводится полная диагностика функциональной грамотности. Кроме того, напомню, в основе естественнонаучной грамотности лежит читательская и математическая грамотность.

Это касается, например, работы с текстом (прочитай, сформулируй цель, гипотезу, вывод по данному эксперименту, описанному в содержании). Также на ВПР есть задания с таблицами, которые формируют умение читать и интерпретировать данные (ответить на вопросы, используя таблицу сделать вывод).

Работа с биологическим рисунком/фотографией позволяет развить внимание, формирует навык анализа и синтеза. По данному изображению определить жизненную форму, тип соцветия (анализ). Проанализировав объект, ученик должен определить соответствие особи данной породе, семейству, отряду (синтез).

Особенно важны, на мой взгляд, задания практической направленности, направленные на умение читать символы. С их помощью можно понять, как ухаживать за растениями, как часто поливать их, когда и на какую глубину высевать семена и т.п. Задания ВПР интересны, разнообразны и посильны для учеников с разным уровнем подготовки по биологии. Выполняя их, каждый учащийся может выяснить, в чем он силен и успешен.

Наталья Вадимовна КОРЧИНСКАЯ, победитель конкурса «Учитель года Республики Крым – 2017», учитель географии школы № 7 им. А. В. Мокроусова с углубленным изучением английского языка» муниципального образования, Симферополь:

– ВПР по географии нужны, чтобы оценить, как школьники усваивают программу, и сравнить эти результаты с прошедшими годами. По сути, это комплексный срез знаний, который проводится по единому стандарту с использованием контрольных измерительных материалов, предоставленных Рособрнадзором. То есть результаты такой проверки помогают грамотно организовать восстанавливающее повторение материала адресно с наибольшей эффективностью в зависимости от уровня усвоения разными классами и обучающимися.

Выполнение ВПР, а также подготовка к ним поможет школьнику освоиться с форматом контрольных измерительных материалов и не растеряться во время самой работы, а также станет своеобразной подготовкой к ОГЭ по географии, который уже традиционно является массовым среди выпускников 9-х классов. Варианты ВПР прошлых лет и демоверсии есть в открытом доступе, что является помощью учителю как в организации подготовки к ВПР, так и для других внутренних оценочных процедур.

Многие вопросы ВПР направлены на проверку метапредметных компетенций – умение работать с таблицей, графиком, текстом, что необходимо для организации дальнейшего самостоятельного изучения предмета (любого, не только географии) и оперирования с информацией, что соответствует требованиям ФГОС.

P.S. Надеемся, эта подборка мнений поможет хоть немного изменить отношение к ВПР в обществе и педагогическом сообществе. Оно, конечно, было бы совсем замечательно, если б не было ни тебе экзаменов, ни контрольных, ни проверок. Но так не бывает. И те или иные процедуры, хотим мы того или нет, призваны действительно повысить качество образования, о котором в последние годы так много говорят. По крайней мере, в это очень хочется верить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте