search
main
0

Не каждому дано

Большую роль играет поддержка

Звонок от учительницы раздался в полночь: «Твой ребенок занял первое место на конференции, но это ничего не значит, из него никогда не получится физик (химик, биолог, филолог – нужное подчеркнуть)». С завистью сталкиваюсь не впервые, молча кладу трубку. Когда «зеленоглазое чудовище», как называл зависть и ревность еще Шекспир, направлено на детей, это всегда действует сильнее, чем если стараются ударить нас, взрослых. Мне жалко таких людей. У них нет любимых учеников, и сами они не стали чьим-то любимым учителем. Что после них осталось? Ничего.

Формулировка, призванная, наверное, уничтожить или хотя бы испортить настроение, знакома с детства. В средней школе мы с энтузиазмом занимались новыми предметами, ходили в кружки после занятий, готовились стать учеными. Но в старших классах появилась новая учительница химии, провозгласившая на первом уроке: «Химиков из вас никогда не получится!» И мы все перестали быть будущими химиками.

В средней школе у нас была потрясающая учительница русского языка и литературы. Думаю, в значительной степени благодаря Софье Евгеньевне я получила «отлично» за литературу на вступительных экзаменах в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Отчество Татьяны Лариной? Без проблем! «Здесь похоронен Дмитрий Ларин…» Помню добрую улыбку экзаменатора, который продолжил цитирование отрывка вместе со мной. Когда я сказала, что моей маме при поступлении в педагогический институт задали тот же дополнительный вопрос, он рассмеялся. Умение говорить по-английски также поразило экзаменаторов, позднее я узнала, что была единственной абитуриенткой, приветствовавшей их на английском языке. Отложив в сторону билет, они стали расспрашивать меня о том, как проходили занятия у нас, в Сибири, какие использовались учебники. Отвечала уверенно, без ошибок. К поступлению на филологический факультет меня, безусловно, подготовила любимая учительница. Она не только передавала нам знания, но и делилась всем, чем было возможно в эпоху до появления Интернета. Книги в оригинале приучила читать начиная с пятого класса. Произношение поставила всем, позднее, уже работая в Новосибирском государственном университете (НГУ), я безошибочно узнавала ее бывших учеников, на них будто стояла незримая печать. Грамотная речь, понимание вопросов, общие знания о стране изучаемого языка – все как у меня в подростковые годы.

Окончив МГУ, защитив диссертацию, я поступила на работу в НГУ и первым делом попросилась к своей учительнице на уроки. Посмотреть структуру, взаимоотношения педагога с учениками, распределение материала и просто пообщаться. Некоторые существенные составляющие я осознала позднее, придя работать в школу в 1995 году. И сейчас, по-прежнему общаясь с родителями, с бывшими учениками и студентами, слышу их взрослые мнения, сопоставляю со своим. Что они считают главным качеством, что именно делает кого-то из педагогов любимым, уважаемым, а кого-то, наоборот, выкидывает из памяти?

Знание предмета, оказывается, отнюдь не главный критерий. Это «дано», то есть идешь работать учителем, значит, знаешь свой предмет. Желание и умение делиться, постоянно искать новое, мотивировать учащихся играют важную роль. Если вы любите свой предмет, умеете передать свою увлеченность школьникам, студентам, успех вам обеспечен.

Как-то раз в университете ко мне подошла пожилая преподавательница английского, не раз посещавшая мои занятия по долгу службы в качестве наставницы, и обратилась с необычной просьбой: «Возьми на следующий год мою группу старшекурсников. Я им дала все, что могла, но научить свободно говорить не могу. Ребята очень талантливые, будут трудиться на совесть!» Я немного удивилась, но взяла – и не пожалела. Она сумела привить им любовь к предмету, уважение к преподавателю. С поведением и мотивацией проблем никогда не было. Цветы 8 Марта студенты приносили и ей, и мне.

С подобной просьбой – взять к себе в группу одаренного школьника – иногда обращались и учителя в школе. От детей я слышала одно и то же: уроки ведутся на русском языке, устные темы, не всегда грамотно составленные предметником, зубрят наизусть, механически. Учитель часто ругает, кричит – это вообще бедствие, знакомое практически всем. Много раз в старшие классы приходили ребята, занимавшиеся раньше у кого-то другого. После первого урока робко подходили: «А у нас раньше уроки шли на русском, мы ничего не понимаем… Что делать?» Составляла индивидуальные планы, приносила с собой толстые папки с заданиями разной сложности, разговаривала с родителями. Давала детям книги, словари. Начало моей работы в школе совпало с появлением и распространением ИКТ в образовании, что существенно облегчило дело.

Учила детей, как пользоваться компьютером, как выходить в Сеть, искать информацию. Параллельно читала лекции на курсах повышения квалификации – педагоги города и области рассказывали, насколько лучше стало трудиться. Владение навыками использования новейших технологий также повышало престиж учителя среди школьников, особенно подростков. Обучала и еще одному важному умению. Не стесняйтесь спрашивать не только более продвинутых коллег, но и учеников. Школьники иногда знают больше нас, взрослых, увереннее обращаются с гаджетами. Но мы, взрослые специалисты, несравненно лучше знаем свой предмет. Да и жизненный опыт у нас куда богаче.

Судя по тому, что мне из года в год рассказывают ставшие взрослыми бывшие ученики, студенты, родители, одно из двух важнейших качеств хорошего учителя – спокойствие: «Вы же никогда на нас не кричали, не выходили из себя». Дети из одной семьи, учившиеся в разных классах, сравнивают воспоминания и уровень знаний. Сходятся в одном: одна шла на уроки спокойно, с радостью, другой – с опаской. Одни знали, что им помогут разобраться с трудной темой, исправить ошибки, другие были готовы к тому, что их публично отругают, а решать проблемы придется самим или с помощью репетиторов.

Тут сделаю отступление. Несколько раз бывало, что хороший ученик вдруг начинал допускать ошибки, произносить слова неправильно. В чем дело? Оказывалось, что всю среднюю школу у него или у нее был репетитор и родители на всякий случай продолжили дополнительные занятия. Спрашивала, кто. Хотелось взяться за голову, но сдерживалась. Просто предлагала родителям отказаться от услуг педагога, который за их деньги закреплял у школьника свои собственные ошибки.

Помимо спокойствия (помним, знание предмета «дано») большую роль играет поддержка. Психологи мира подтверждают: достаточно поддержки всего одного взрослого, чтобы ребенок поверил в себя. Совсем не обязательно, чтобы такую помощь оказывал учитель по любимому предмету. Я видела множество примеров, когда в начальной школе на всех детей благотворно действовали занятия с учительницей труда, девочки бежали к ней как на праздник. В гуманитарном классе все ученики расцветали улыбками на уроках математики. Физико-математический класс с энтузиазмом занимался английской грамматикой. Записанные чуть ли не с первого класса в безнадежные, замедленные, недисциплинированные, ученики буквально на глазах оживали, появлялась мотивация. Убедившись на любом уроке, что, оказывается, они многое могут, ребята подтягивались и по остальным предметам. Всего-то и нужно было, чтобы хотя бы один взрослый сказал: «Ты все сможешь».

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте