Каждой школе хочется быть красивой и необычной. Можно, конечно, обратиться к дизайнерам и получить красивое и грамотное решение – сейчас много школ-дворцов, где захватывает дух от увиденного. Но, приходя в такую школу, безукоризненно оформленную, не испытываешь, как правило, тепла и того особого мира детства, который создается ребячьими руками и неповторим в каждой школе. Некоторые вдаются в другую крайность, давая решение оформления на откуп детям, нарушая все правила и создавая эклектические, порой лишенные вкуса работы.
Продолжение. Начало в №№34, 47 за 2006 г., №4 за 2007 г.
Как правило, при оформлении школы именно учитель изобразительного искусства и художественного труда является организатором и вдохновителем своих учеников, именно ему необходимо обладать вкусом и профессиональной грамотностью. Очень трудно, но необходимо стараться поддерживать единый художественный стиль, добиваясь гармонии в оформлении.
Учитель и ученики – уникальная художественная команда, способная по-настоящему оживить стены своей школы.
С чего начать? Конечно, с выбора объекта. В каждой школе есть места, где постоянно бывают дети разного возраста. В нашей школе-«самолетике» это в первую очередь переход между двумя корпусами, кабинеты, рекреации, столовая.
Архитектурное решение перехода
Прежде чем создавать эскизы, беседуем с ребятами. С двух сторон переход застеклен, и мы, проходя по нему, видим природу, березы, которые окружают нашу школу, слышим голоса птиц. Дети сами приходят к выводу о том, что переход – продолжение рощи и решить его оформление нужно в стиле условного пейзажа, где живут любимые ими звери и птицы. Рисовать эскизы может каждый. После обсуждения остается обобщенный эскиз, дополненный идеями многочисленных авторов.
Даже небольшое приобщение к замыслу делает ребенка автором. Учитель, конечно, режиссер процесса, но он должен оставаться в тени. Не надо бояться завышенной самооценки учеников, особенно младших. Только ребенок, который ощущает свою значимость, может творчески мыслить, смело включаться в работу, предлагать свои идеи.
Материалы для работы
Так как переход – место, где постоянно проходит масса детей, материал должен быть долговечным, легко мыться. И мы выбрали технику мозаики – собирали на стройке битую керамическую плитку, покупали на керамическом заводе некондиционный материал, зато удалось реализовать все грандиозные планы, украсить мозаикой холлы и рекреации школы.
Авторы и исполнители
Сначала авторы эскизов сами воплощали задуманное, но проходя по переходу, другие дети останавливались и предлагали свою помощь. Даже малыши из начальной школы старались приклеить свой кусочек плитки. Всегда есть авторы идей и исполнители, для которых процесс воплощения не менее важен, чем поиск замысла. В результате, прожив много лет, мозаика в переходе стала символом молодости для тех, кто приходит в школу уже как папы и мамы своих детей – наших новых учеников. И бывшие авторы, уже солидные взрослые люди, обязательно показывают свою работу детям.
Декоративные панно в технике лоскутной пластики
Замыслы панно, которые могут украсить интерьер школы, рождаются из рисунков детей. Юные авторы из начальной школы предлагают интересные идеи, которые воплощают старшеклассники. Работают младшие и старшие вместе, что тоже создает необычайное творческое содружество – разновозрастные коллективы. Старшеклассники – ученики, занимающиеся по профилю «Основы дизайна и художественный труд», умело справляются с композицией, техникой исполнения, обучая младших секретам мастерства.
Темы панно: «Сказочные звери и птицы», «Рыба-кит», «Волшебные цветы», «Фантазии» и т.д. Эскизы рождались на уроках изо.
Материал, ход работы
Твердый строительный пенопласт – для основы панно, лоскуты. Мы следуем традициям народного деревенского творчества. В крестьянской избе старые вещи не выбрасываются, а продолжают жизнь в виде домотканых дорожек, лоскутных одеял и т.д. У нас это панно. На пенопласт наносится рисунок, дети подбирают лоскуты исходя из цветовой гаммы, которую они задумали. Контур рисунка слегка прорезается, по контуру наносится клей ПВА, в прорезь проталкивается ткань, лишняя отрезается. Чтобы добиться большей выразительности, некоторые элементы панно делаются объемными, для этого между тканью и пенопластом прокладывается вата или синтепон.
Эта техника легко осваивается детьми разного возраста. Эффект достигается благодаря цветовым и фактурным контрастам ткани, аккуратности и, конечно, художественному замыслу. Ученики, осваивая технику лоскутной пластики, с удовольствием делятся своими умениями со всеми. Так, они провели мастер-классы на ВВЦ во время Дней московского образования, передавали секреты мастерства и взрослым, и своим сверстникам.
Панно из «всякой всячины» «Сказки Пушкина»
Оно большое – шесть метров в длину. Украшает кабинет литературы. За основу общего эскиза взяты рисунки детей на тему «Сказки Пушкина».
Основа – оргалит, стандартные листы длиной полтора метра (4 шт.).
Все панно выполнено из бросовых материалов. Основные сюжетные герои из мешковины, плетеные композиции из веревки, контур из бечевки, море и волны из спичек без головок, земля и небо из семян, арбузных косточек и т.д. Все эти материалы приклеиваются клеем ПВА к основе, под воздействием солнца и света приобретают неповторимый теплый, естественный благородный цвет. Панно прекрасно сохраняется, только зимой залетит голодный воробей или синица и нет-нет, да склюет пару зернышек.
Создавая элементы оформления школьной среды, мы не предполагали вначале, что эта работа будет формировать у детей и их родителей особое чувство к школе. Мы поняли это сейчас, когда идет капитальный ремонт и выпускники просят сохранить то, что сделано их руками.
А я заканчиваю сегодняшние размышления словами, которые посвятил нам наш бывший учитель истории Алексей Алексеевич Венедиктов:
Вы создайте чудо-школу,
Чудо-класс и ах-буфет.
И от потолка до полу
Будет разливаться цвет.
Не казарма, не столовая –
Нам хотелось жить в саду.
Будут там цвести ромашки,
Будут петь там какаду.
Процесс создания чудо-школы бесконечен. Каждый выпуск вносит что-то свое в оформление школы, свой стиль, свои умения. Появляются новые материалы и техники, применяемые в оформительских работах, так что осваивать новые техники нужно постоянно и учителю, и ученикам.
В большинстве школ денег на оформление практически нет, но не надо унывать! Чтобы ожили стены, нужно подключить творческую фантазию, сплотить вокруг себя ребят и вместе создать свою особую, красивую, неповторимую школу.
Наталия БОГДАНОВА, учитель изо, МХК средней школы №875, заслуженный учитель РФ
Продолжение следует
Комментарии