Елена ПАНИНА, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей: – Не могу сказать, что предлагаемая программа реформирования системы профобразования совершенна. Ей не хватает правового обеспечения. Есть опасение, что при создании комплексов-колледжей будут обижены заслуженные педагогические кадры, что будут потеряны такие редкие учебные заведения, как, например, Московский экологический колледж или Московский политехнический колледж, который готовит для столицы химиков. Мы против создания новых фондов, нужно идти по пути предоставления образовательных кредитов, потому что иначе будем переливать средства из фонда квотирования в фонд образования или какой-то еще.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, генеральный директор Московского машиностроительного производственного предприятия «Салют»:
– У нас высокотехнологичное предприятие, выпускающее авиационные двигатели. За последние годы количество работающих на нем выросло до 15 тысяч человек. В Москве создаются уникальные технологии, есть опытное производство и сборка конечной продукции и наиболее ответственных узлов. Но нам нужны рабочие кадры, потому что у нас есть филиалы для серийного производства в разных регионах России, следовательно, нужно думать о подготовке кадров для периферии. Я думаю, что каждое такое крупное предприятие, подобное «Салюту», должно в Москве иметь свое ПТУ и общежитие.
Сергей ЧИННОВ, заместитель председателя Московской федерации профсоюзов:
– Главной причиной неудовлетворительных результатов в реформировании системы профессионального образования Московская федерация профсоюзов считает отсутствие прогноза потребности экономики в квалифицированных кадрах. Как следствие – дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг, отсутствие надлежащего взаимодействия Департамента образования с отраслевыми департаментами правительства, и в первую очередь с работодателями столицы. К сожалению, ни в структуре правительства, ни в Московской конфедерации промышленников и предпринимателей нет подразделения, отвечающего за составление прогноза потребности экономики города в квалифицированных кадрах.
Сергей ОМЕЛЬЧЕНКО, заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы:
– Мы давно пытаемся решить вопрос подготовки кадров для строительной отрасли, было много споров, предложений, дискуссий. Сегодня мы можем сказать, что предлагаемое Департаментом образования нам необходимо. Количество выпускников, которых мы принимаем на работу, сегодня увеличивается. Но с точки зрения того, что строительная отрасль развивается быстро, а число выпускников растет медленнее, понятно: старые подходы тут не подойдут и нужно реформирование отношений между строительными предприятиями и учебными заведениями.
Василий ФИЛИППОВ, директор профессионального училища № 164:
– Мы не изменили профиль подготовки даже в последние 10 лет, когда была сложная ситуация с финансированием и падением престижа профессии. НТК имени Туполева создал нам современную материально-техническую базу для подготовки токарей, фрезеровщиков, слесарей, электриков, столяров, проводил ремонт учебных корпусов, приобрел свыше 120 единиц станочного оборудования. Сегодня нам помогают Московский машиностроительный завод «Вымпел», предприятие «Мосводоканал», для которых мы тоже готовим кадры, но помощь была бы куда более масштабной, если бы были документы, регламентирующие и разрешающие такую помощь.
Нам необходим городской закон о начальном и среднем профобразовании, в котором были бы отражены вопросы взаимоотношения учебных заведений и предприятий. Но уже сейчас, пока нет такого закона, нужно закрепить крупные отраслевые предприятия и организации за учреждениями профобразования. Юридически оформленные отношения стали бы основой для формирования городского заказа на подготовку кадров для промышленных предприятий.
Наше ПТУ находится на балансе АНТК имени Туполева, а его учредитель – Департамент образования, который полностью финансирует учебный процесс, расходы на содержание здания и оборудование. Такая раздвоенность не позволяет согласно Бюджетному кодексу использовать бюджетные средства города на содержание федеральной собственности. Сегодня наше предприятие согласилось передать здание ПТУ в собственность городу, но еще 27 учреждений таких перспектив пока не имеют. Некоторые предприятия умудрились включить здания учебных заведений в уставные капиталы своих акционерных обществ. Я думаю, такая неурегулированность имущественных отношений отрицательно скажется на формировании вновь создаваемых комплексов. Что касается объединения наших учебных заведений в комплексы, то мы – за. Вот только нужно лучше думать о том, кого и как объединять. Например, наше ПТУ и ПТУ № 62 разделяет забор, мы готовим одни и те же кадры, от нас в ПТУ № 62 поступают тепло, вода и электроэнергия, за которые мы несем ответственность. А вот объединили нас в разные комплексы, нас – в технологический, соседей – в железнодорожный, потому что они находятся на балансе Локомотивно-ремонтного завода Российских железных дорог. Если бы объединили в один, было бы больше пользы для города.
Владимир ВИНОГРАДОВ, префект Юго-Западного округа:
– Мне кажется, что все-таки происходит в некоторой степени механическое слияние учебных заведений. Непонятно, по каким специальностям предполагается укрепить материально-техническую базу при слиянии таких разнопрофильных учреждений, как Московский политехнический колледж, который готовит специалистов базового повышенного уровня по химико-экологическим специальностям, с ПТУ № 199 и лицеем № 329, где ведется подготовка слесарей, станочников, секретарей. Мне непонятно, как реорганизация, которую предлагается провести в срочном порядке, улучшит кадровую ситуацию. В наших училищах мы не испытываем нехватки педагогических кадров, у нас тяжелая ситуация с мастерами производственного обучения, которые работают на предельных нагрузках. Тут надо ставить вопрос о мерах, направленных на повышение статуса мастера производственного обучения, но этого я в программе не увидел. Разработку нормативно-правовой базы, экспертизу состояния производственной и материально-технической базы, разработку и внедрение новых профессиональных образовательных программ, учебников, методической литературы, комплекса «Мониторинг» предполагается сделать в 2005-2007 годах, а реорганизация будет проведена уже к 1 января 2005 года. Не ставим ли мы в этой ситуации телегу впереди лошади?!
Комментарии