search
main
0

Не как все

Профессия сильно ограничивает учителей в их частной жизни

В обществе довольно часто возникают дискуссии на тему публичного поведения учителя и повышенного внимания к его частной жизни. Зачастую то, что считается нормальным в поведении обычных людей, вызывает осуждение в поведении учителя: внешний вид, посты в соцсетях, высказывания на остросоциальные темы и даже покупки предметов гардероба. Исследователи из команды интерактивной рабочей тетради Skysmart, разработанной совместно с издательством «Просвещение», провели большое исследование мнений учителей, родителей и школьников на тему ограничений частной жизни педагога, которые накладывает профессия. В текущем анонимном опросе участвовали 2100 школьных учителей из всех регионов России. Они рассказали о том, как ведут себя в социальных сетях и в жизни офлайн, как вынуждены ограничивать свои действия, чтобы не столкнуться с общественным осуждением.

 

Вопрос №1. Как часто вы ограничиваете себя в публичном поведении в связи со своей профессией?

  • Часто – 46%.
  • Иногда – 37%.
  • Редко – 10%.
  • Никогда – 7%.

Иными словами, подавляющее большинство учителей ограничивают себя в публичном поведении в связи со своей профессией, а примерно половина из них делают это часто, треть – иногда. И лишь семь человек из ста ответили, что им никогда не приходилось ограничивать себя из-за своего профессионального статуса. Интересно, в каких еще сферах и отраслях наблюдается аналогичная ситуация?

 

Вопрос №2. В чем выражаются эти самоограничения?

  • Не публикую в Сети фото и тексты, которые хочу, – 61%.
  • Не оставляю комментарии в Сети, не выражаю публично свое настоящее мнение по многим вопросам – 51%.
  • Если в кафе или ресторане присутствуют родители учеников или сами ученики, я отказываюсь от употребления алкоголя и веду себя более сдержанно – 30%.
  • Ограничиваю себя в выборе одежды/прически/макияжа. Не могу себе позволить выглядеть так, как хочу, – 25%.
  • Стесняюсь в общественных местах проявлять эмоции к своим близким – 12%.
  • Скрываю свои увлечения и хобби – 10%.
  • Посещаю кинотеатры, рестораны, бассейн, спортзал и другие места отдыха и саморазвития в другом районе – 7%.
  • Делаю определенные покупки в магазинах за пределами своего района – 6%.
  • Скрываю пирсинг, татуировки – 4%.
  • Специально перевел (перевела) своих детей (ребенка) в другую школу – 1%.
  • Другое – 7%.

Получается, учителя и хотели бы опубликовать в Сети те фото и тексты, которые им нравятся, но не могут – боятся. Точно так же каждый второй старается не оставлять комментарии и не выражать публично свое мнение по многим вопросам. Впрочем, то, что во время отдыха в кафе и ресторанах, где присутствуют родители школьников или сами подопечные педагогов, треть учителей отказываются от алкоголя и вынуждены вести себя более сдержанно, чтобы не встретить осуждения, – это вполне нормально для любого воспитанного человека. И странно, что так поступает лишь каждый третий. Но вот нежелание каждого десятого педагога проявлять эмоции к своим близким в общественных местах – тревожный симптом, о чем вам скажет любой психолог.

 

Вопрос №3. Для какой цели вы чаще всего используете соцсети?

  • Чтобы общаться с друзьями и близкими – 67%.
  • Для отдыха, хобби и развлечений – 56%.
  • Чтобы читать профильные сообщества (каналы) блоги – 51%.
  • Узнаю в них новости от друзей и знакомых – 35%.
  • Чтобы отвечать на вопросы учеников – 18%.
  • Чтобы получать от учеников домашние задания – 18%.
  • Веду свой личный блог – 5%.
  • Использую соцсети для подработки – 4%.
  • Веду блог о своей профессиональной деятельности – 4%.
  • Чтобы наблюдать за жизнью и интересами учеников – 3%.
  • Не использую соцсети – 1%.
  • Другое – 2%.

Для двух третей опрошенных соцсети – средство общения с друзьями и близкими, а вот с учениками посредством сетей общается лишь каждый пятый. Можно ли из этого сделать вывод, что школьники для педагога не являются друзьями? А вот тот факт, что половина преподавателей посещают сети для отдыха, развлечения и поиска новостей, показывает: учителям не чуждо ничто человеческое, они такие же простые смертные, как и все остальные.

 

Вопрос №4. Укажите, пожалуйста, какими из самых популярных соцсетей и сервисов вы пользуетесь, и поделитесь, открытые ли у вас в них аккаунты (блоги) или закрытые? Возможно, у вас есть несколько аккаунтов одной той же соцсети: один для работы, второй для личного использования. (См. таблицу.)

Как можно убедиться, самым популярным ресурсом у педагогов является ВКонтакте – сеть отечественного производства. К сожалению, в список не попал ни один из существующих порталов, предназначенных непосредственно для учителей. Что в свою очередь говорит об их низкой конкурентоспособности с перечисленными «монстрами». Малое количество тех, кто ведет более одного аккаунта, может говорить не только о честности учителей, но и просто об элементарном отсутствии времени на все это.

 

Вопрос №5. Ваши ученики и их родители наблюдают за вами и вашей жизнью вне школы?

  • Да – 40%.
  • Нет – 9%.
  • Затрудняюсь ответить – 51%.

«Наблюдать» можно по-разному: одни берут с учителя пример, считая его неким образцом для подражания, другие же, наоборот, стараются накопать на него компромат, чтобы было о чем посудачить на тему «да за ним тоже грехов полно!». Хотя половина учителей, кажется, по этому поводу вообще не парятся.

 

Вопрос №6. Ваши дети сталкиваются с повышенным вниманием со стороны ваших коллег и одноклассников из-за того, что вы учитель?

  • У меня нет детей школьного возраста – 40%.
  • Да – 29%.
  • Нет – 21%.
  • Мои дети учатся в другой школе – 10%.

Проблема стара как мир. Если Вася – учительский сынок, значит, надо к нему относиться как-то по-особенному: либо не ставить двоек, чтобы не обижать коллегу, либо, наоборот, предъявлять к нему повышенные требования, чтобы не срамил маму. Возможно, поэтому лучше сделать так, чтобы ваши дети учились в другой школе.

 

Вопрос №7. Как вы считаете, имеет ли учитель право быть свободным от своей профессиональной роли вне школы, вне рабочего времени и пространства (выглядеть так, как он хочет, иметь любые хобби и т. п.)?

  • Да, если соблюдает общие моральные нормы – 54%.
  • Да, то, что учитель делает вне работы, – его личное дело – 38%.
  • Нет, потому что общество к этому не готово и будет осуждать – 4%.
  • Нет, учитель должен быть примером всегда и везде – 2%.
  • Нет, потому что руководство школы или регламенты этого не позволяют – 1%.
  • Другое – 1%

Как говорится, no comment.

 

Вопрос №8. Отвечаете ли вы на вопросы школьников о вашем личном жизненном опыте или устанавливаете границы для общения, ограничиваясь только преподаванием предмета?

  • Зависит от темы вопроса – 82%.
  • Да – 13%.
  • Нет – 3%.
  • Другое – 2%.

Интересно было бы пообщаться с теми, у кого никаких границ и запретных тем в общении с детьми нет. Вполне возможно, что они чего-то недоговаривают.

 

Вопрос №9. Часто ли вы высказываете при учениках свои личные позиции и убеждения?

  • Иногда – 57%.
  • Редко – 21%.
  • Часто – 19%.
  • Никогда – 3%.

Как утверждают знатоки человеческих душ, даже если человек старается не высказывать никакого отношения к тому или иному событию, это уже само по себе говорит о вполне определенном отношении.

 

Помимо вопросов с фиксированным ответом педагогам было предложено ответить на открытый вопрос: «Какие меры нужно принять, чтобы учитель мог чувствовать себя более свободным и раскованным без опаски быть общественно порицаемым?»

Оказалось, что для многих это было весьма непростым заданием. Приводим некоторые из ответов.

«Сложный вопрос. Возможно, повышать престижность профессии, не относить ее к сфере услуг, потому что многие сейчас относятся к учителю, как к прислуге, не достойной быть услышанной и понятой правильно, винят во всем, что касается неуспеха учащихся. Думаю, самое сложное – это донести понимание, что учитель – человек, который осознанно выбирает профессию, а значит, и обладает необходимыми моральными установками. Хотя бывают и исключения».

«Обществу пора перестать себя обманывать и признать, что роль учителя существенно изменилась за последние десятилетия. Еще неплохо бы признать, что и современные ученики далеки от образа любознательных и ответственных ангелов, которыми их по сей день пытаются представить. Сейчас общество бросается из крайности в крайность: с одной стороны, вера в то, что учитель – это некая субстанция, которая существует лишь в стенах школы, для нее отвечать на сообщения вроде «А что задали?» в два часа ночи – это норма; с другой стороны, следование современным тенденциям равенства и открытости, где комментарии учеников или их родственников под твоими фото в купальнике тоже норма. А когда учителя необходимо поставить на место, появляется он – железный аргумент: «Учитель – это призвание. Вы должны нести светлое и вечное. Вы должны любить детей». Нет, не должна! Моя задача – выполнять свои профессиональные обязанности, а там есть перечень того, что и куда мне нести».

«Не поддерживать в СМИ глупые и необъективные реакции отдельных личностей относительно учителей, не поддаваться поверхностному впечатлению, учиться разбираться в конкретных ситуациях, не мыслить стереотипно».

«Отстаивать права педагогов, когда их пытаются лишить рабочего места за фото в купальнике или покупку нижнего белья. Необходимо прекратить возведение учителей в ранг сверхлюдей, способных жить без всего того, чем живут другие. Мы имеем право на неприкосновенность личной жизни, на полное и глубинное проживание ее так, как это необходимо нам».

«Не загонять учителя в рамки «морально-этического кодекса», на государственном уровне не потакать родителям, раздувающим проблему из-за выложенного в соцсетях фото педагога на пляже, например. Если учитель не совершил ничего противозаконного, то все остальное не должно касаться ни родителей, ни учеников и тем более вызывать какое-либо порицание и осуждение. Если бы администрации школ, местные, городские и республиканские органы управления в ответ на возмущение какой-нибудь мамочки отвечали, что любые занятия педагога во внерабочее время – это его личное дело, на которое он имеет полное право, то и обращения, и возмущение бы прекратились. А если бы еще раздувающую скандалы в соцсетях мамочку привлекли к административной ответственности за вмешательство в личную жизнь учителя, то и желание шерстить соцсети в поисках повода докопаться до него отбилось бы».

«Запретить посторонним людям вмешиваться в личное пространство учителей и освещать их личную жизнь в различных источниках».

«Оградить от родителей законодательно, в настоящее время учитель самый бесправный в системе. Требований к нему много, обязанностей тоже, а вот прав нет. Учитель не защищен от оскорблений, нападок со стороны учеников и родителей. Система не на его стороне».

«Воспитывать учителей. Все-таки учитель – публичная профессия. Влияние учителя может иметь различные, не всегда положительные, последствия. Думаю, что человек, готовый стать учителем, должен вполне это осознавать и быть готовым в чем-то себя ограничить. Есть множество прекрасных хобби, которые будут интересны без того, чтобы навести на себя общественный гнев».

«Боюсь, что все меры приведут только к ухудшению положения – разработают какой-нибудь регламент, запрещающий заводить аккаунты в соцсетях, а если и разрешат, то только по работе, чтобы там ни фоточек с отпуска, ни детей ваших не было. Во всем нужна мера, конечно. Нападают родители, у которых очень разные представления о том, что хорошо, что плохо, поэтому в таких случаях педагогов просто должна отстаивать система. Нужна очень жесткая реакция именно со стороны руководства, Минобра и общества, доказывающая, что учитель тоже человек, как ни странно, и имеет право на личную жизнь».

«Только лузер будет работать за такую зарплату. Поэтому ученикам наплевать на то, какие моральные ценности пытается им привить учитель. Он для них не авторитет, и они не хотят быть на него похожими, не хотят себе такой жизни».

«Нет таких мер. Общество не готово относиться к учителям, как к обычным людям».

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте