Профессиональная жизнь учителя перенасыщена событиями, многочисленными заботами и делами: олимпиады и конкурсы, отчеты и зачеты, подготовки и проверки, итоговые и промежуточные работы. В этом плотном графике главное – правильно организовать свою работу. В некоторых случаях просто не надо изобретать велосипед. В первую очередь это касается различного рода диагностических материалов. Можно, конечно, все готовить самому, но тогда придется пожертвовать временем, отведенным на что-то другое. А зачем? Ведь есть множество готовых решений, главное – сделать правильный выбор. В этой связи обратил внимание на пособие «Биология. Всероссийская проверочная работа. 6 класс» авторов Ю.Н.Касаткиной и А.В.Шарикова, выпущенное издательством «Экзамен»…
…и убедился, что это пособие позволяет произвести предварительную диагностику достижения учащимися предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике.
Предлагаемые варианты соответствуют образцу Всероссийской проверочной работы для 6‑го класса версии 2019 года, размещенному на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), а также КИМам ВПР как по типам заданий, так и по сценарию их выполнения. Двадцать пять разнообразных вариантов позволяют основательно отработать каждую тему. Предусмотрено использование пособия и для домашней тренировки. В этом школьникам и родителям помогут размещенная в книге подробная инструкция по выполнению работы и наличие подробных критериев оценивания, по которым выставляются баллы за каждое задание.
Тексты заданий соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень. Задания интересны и разнообразны как в целом, так и в рамках каждого отдельного типа.
Одним из предметных результатов курса биологии является знание многообразия живых организмов (в пособии эта тема разбирается в задании 1). Однако у многих учащихся, особенно из городских школ, представления о живых объектах ограничиваются изображениями из школьных учебников, которые, как правило, представляют собой некий усредненный образ таксона или демонстрируют ограниченное число наиболее типичных представителей живой природы. Поэтому очень важным является умение выделять у объекта признаки, по которым и можно определить его принадлежность к той или иной группе организмов.
Формат представления биологических объектов в большинстве вариантов пособия – фотография, так же как в материалах ВПР. В пособии приведены фотографии различных живых организмов, в первую очередь представителей различных групп растений. Представлены изображения большинства модельных организмов, изучаемых в курсе ботаники. Кроме них есть и другие, менее знакомые учащимся, но обладающие заметными признаками таксона виды, причем фотографии подобраны так, что и у этих незнакомых видов можно выделить существенные признаки и отнести их к нужной группе.
Например, в одном из заданий представлены такие мало знакомые большинству учащихся растения, как многоножка (рис. 1) и пампасная трава (рис. 2). В учебниках нет их изображений и не упоминаются названия. Да и у представленной на рисунке многоножки «ножек» совсем не видно. Как же ученику дать правильный ответ? Для этого в задании есть ключевые слова, указывающие на таксономическую принадлежность, а именно: пампасная трава названа злаком, а многоножка – папоротником. Злак ребята должны узнать по узким длинным листьям, характерному соцветию и дерновине, а папоротник – по типичному листу и расположенным на нем многочисленным сорусам.
Кроме растений в сборнике представлен большой визуальный ряд представителей царств грибов, животных, бактерий и вирусов. В тех случаях, когда с помощью фотографии трудно отразить признаки таксона или объект слишком мал, используются характерные рисунки наиболее типичных представителей.
Следующее задание ВПР (задание 2) направлено на проверку знания учащимися устройства увеличительных приборов и умения ими пользоваться, а также оценивать изображения, в которых требуется, например, назвать указанную на рисунке часть микроскопа, ее функцию, найти неправильно обозначенную часть микроскопа, рассчитать увеличение микроскопа или определить возможность получения необходимого увеличения при наличии заданного набора окуляров и объективов.
Важными являются также задания, требующие обоснования правил использования микроскопа, например, можно ли при рассматривании объекта на большом увеличении использовать макровинт для наводки на резкость. Если ученик имеет опыт работы с микроскопом, он знает, что одно неосторожное движение макровинтом, и препарат безнадежно раздавлен, а значит, можно работать только микровинтами. Кроме того, в каждом задании есть вопрос на понимание увиденного на микропрепарате, обозначение его частей.
Еще один стандартный тип заданий ВПР (задание 3) – восстановление текста биологического содержания с помощью избыточного перечня терминов и понятий – направлен на проверку владения биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями и терминами, а также умения выделять необходимую информацию и структурировать знания.
В пособии представлены тексты, содержащие информацию о строении и видоизменении различных органов цветкового растения и нацеленные на проверку терминов и понятий, обозначающих видоизменения корней, части листа, побега, цветка, при этом строение органов и их отдельных частей описывается во взаимосвязи с функцией. Это способствует закреплению у учащихся представлений о взаимосвязи строения органов, тканей или клеток с выполняемыми ими функциями.
На проверку знаний важнейших процессов, протекающих в организме растения и животного, а также роли отдельных структур в этих процессах направлено задание 4. Представленные варианты этого задания проверяют знание таких процессов жизнедеятельности растений, как дыхание, фотосинтез, испарение воды листьями, передвижение веществ по растению, а также роль отдельных органов, тканей и клеток в осуществлении этих процессов. Учащиеся должны по рисунку определить, о каком биологическом процессе идет речь, а также указать структуры, связанные с ним. Кроме того, задания составлены так, что можно из разных вариантов работ выделить парные, то есть касающиеся одного процесса, но отличающиеся формулировками и направленные на проверку знания различных деталей. Эти задания можно использовать для организации работы по вариантам. Впрочем, то же самое можно сказать и про другие типы заданий данного пособия, и это, несомненно, удобно.
Работа с биологическим рисунком – один из важнейших предметных навыков. Выявление уровня умения различать биологические объекты и их части, а также определять их роль в жизни организма является целью задания 5.
В сборнике представлены разнообразные задания с рисунками побега, листа, почки, цветка и др., на которых необходимо обозначить определенные части. Наверное, всем учителям знакома ситуация, когда ребенок, владея материалом, делает некорректные обозначения, не позволяющие понять, на что, собственно, указывает стрелка или линия. Имея под рукой данное пособие, можно не только достаточно хорошо отработать этот тип заданий, но и проверить знание функций, выполняемых различными структурами, и степень усвоения биологических терминов и понятий.
Задание 6 направлено на проверку владения первоначальными таксономическими понятиями, используемыми при описании наиболее распространенных видов растений и животных. Часть заданий проверяет знание основных категорий в систематике растений (царство, отдел, род, вид), а другая часть нацелена на контроль знаний систематики животных (царство, класс, род, вид).
На уроках математики шестиклассники знакомятся с системой координат и приобретают первичные навыки анализа графиков и диаграмм, которые пригодятся и на уроках биологии. На проверку умения извлекать информацию из графически представленного процесса и объяснять представленную на графике закономерность нацелено задание 7. Так, в пособии предложены для анализа графики зависимости скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа, разнообразные графики зависимости скорости роста организма от возраста, температуры и т. п., а также диаграммы, отражающие зависимость скорости прорастания семян и развития проростков от различных условий. По каждому графику авторы пособия предлагают несколько вариантов заданий, каждое из которых включает по два вопроса: один требует конкретного цифрового ответа, извлеченного из графика, а второй предполагает более общий анализ и выявление определенной закономерности.
Думаю, коллеги согласятся с тем, что наиболее сложными для учащихся являются задания, связанные с умением формулировать гипотезу биологического эксперимента, оценивать результаты и делать обоснованные выводы. В предлагаемом пособии приводятся разнообразные варианты задания 8, большая часть которых включает анализ результатов опытов по физиологии растений, таких как обнаружение корневого давления, испарение воды листьями, влияние минерального питания на рост растения, передвижение воды и растворенных веществ по стеблю и др. Другая часть заданий предполагает анализ экспериментов, направленных на выявление условий существования различных видов растений. Каждое задание включает три вопроса, которые касаются непосредственно постановки эксперимента, его результатов и возможных выводов, а также применение полученных результатов в новой ситуации. Дополнительные вопросы также разнообразны и требуют размышления и анализа. Данные задания могут быть использованы не только в ходе непосредственной подготовки к ВПР, но и для текущего контроля при изучении соответствующих тем.
Задание 9 имеет практическую направленность и контролирует умение сравнивать условия содержания и ухода за растениями и животными. Задание несложное, но наверняка многие коллеги припомнят ребят, которые не справились с ним только потому, что, увидев незнакомые названия растений плюс множество странных символов, сразу отнесли задание к разряду нерешаемых.
Разнообразные варианты помогут школьникам преодолеть этот комплекс, получить необходимые навыки и придадут уверенности в своих силах. В первой части пособия условия содержания представлены в виде символов, а во второй – в виде табличных данных, в ходе решения тренируются умения не только определять условия содержания конкретных видов, но и выявлять растения со сходными экологическими потребностями.
Одной из ведущих тем для исследования в биологии является приспособленность организма к среде обитания. Внешний облик организма не только указывает на среду обитания, но и отражает его образ жизни. Умение устанавливать эту связь и умение работать со схемами, отражающими развитие растительного и животного мира, – содержание задания 10. Здесь авторы использовали большое число видов животных и растений, занимающих различное положение на эволюционных схемах, различных климатических и географических зон. Выполняя задания этого тематического блока, ученики должны соотносить названия растений и характерных для них жизненных форм и уметь отразить идею связи строения организма со средой. Разнообразие предложенных для решения ситуаций создает условия для успешной отработки данного задания и в целом для подготовки к работе.
Комментарии