Как известно, комплексный проект модернизации образования предусматривает введение новой системы оплаты труда учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование, развитие системы оценки качества образования, реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений, расширение общественного участия в управлении образованием. Рассмотрим наиболее типичные риски при реализации КПМО. Это прежде всего возникновение социального напряжения внутри педагогических коллективов в связи с введением НСОТ. Не исключен и риск получения неполной или недостоверной информации, а также психологическая неготовность руководителей образовательных учреждений представить информацию «служебного пользования» широкой аудитории.
К основным социальным рискам введения новой системы оплаты труда и нормативно-подушевого финансирования можно отнести психологический риск, связанный для директоров с непривычными процедурами расчетов на уровне школы, а для учителей – неприятием новых подходов в оплате труда. Существуют также риски снижения уровня оплаты труда педагогов в малокомплектных сельских школах и возникновения бюрократических преград при переброске средств в процессе исполнения бюджета.
Каковы пути минимизации этих рисков? Во-первых, своевременное принятие на региональном, муниципальном и школьном уровнях нормативных правовых актов по НСОТ. Во-вторых, информирование работников об оплате их труда по новой системе. В-третьих, расширение участия общественности в решении вопросов финансирования школ и распределения стимулирующей части оплаты труда. В-четвертых, организация «горячей линии» для оперативного решения вопросов, возникающих при реализации НСОТ и НПФ.
К организационным рискам, связанным с новой оценкой качества образования, можно отнести следующие:
Трудности формализации внеучебных достижений учеников. Проблема касается легитимизации таких параметров, как развитие познавательной и социальной активности ребенка, надпредметных компетенций и т.д.
Общие дефекты системы образования. Сегодня одним из важнейших реально действующих показателей результативности системы общего образования стало поступление выпускников школ в вузы. Несовершенство этого способа оценки работы школы очевидно, поскольку сами вузы чаще всего не ориентируются на компетентностные параметры. Введение новой системы оценки качества школьного образования будет успешным только при условии изменения критериев оценки в системе образования в целом.
Каковы социальные риски при введении новой системы оценки качества образования?
Во-первых, неготовность профессионального сообщества к введению новых параметров оценки. Прежде всего сама идея оценки работы педагога по его результативности непривычна для широкой педагогической общественности. По сложившейся традиции предметом учета является только количество затраченных усилий, выраженное в количестве проведенных часов. Ситуация осложняется еще и тем, что сами новые (компетентностные) параметры оценки результативности понятны далеко не всем педагогам. Здесь необходима огромная разъяснительная работа. Серьезной проблемой может стать и участие общественности в оценке результативности труда учителя: долгие годы это находилось исключительно в ведомственной компетенции.
Во-вторых, недостаточная готовность общества к участию в оценке качества образования. Препятствием может стать консерватизм представлений родительской общественности о качестве образования, неготовность занять активную позицию в разработке критериев результативности труда учителя, а также собственно в оценке результативности, необходимой для распределения стимулирующей части оплаты труда.
Пути минимизации рисков:
обсуждение новых критериев оценки качества образования в педагогическом сообществе;
создание при службе оценки качества образования информационно-аналитического отдела, ответственного за распространение информации, организацию общественного обсуждения новых критериев, новых форм аттестации педагогов и механизмов участия представителей общественности в оценке качества образования;
введение обязательной формы ежегодного публичного отчета образовательных учреждений.
Обратимся к проблеме реструктуризации сети образовательных учреждений. Оптимизация сети обеспечивает доступность образовательных услуг для населения, а организация эффективного взаимодействия учреждений как сетевых единиц в рамках единого образовательного пространства дает возможность максимально использовать образовательные ресурсы. Реструктуризация включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и заканчивая изменением как организационной структуры, так и образовательных процессов на основе современных подходов к управлению.
Реструктуризация не может быть единовременным актом, то есть не может закончиться, например, в 2009 году, поскольку ситуация каждый день меняется.
Реструктуризация решает три основные задачи:
1. Обеспечение полноты предоставляемых образовательными учреждениями услуг с учетом их территориальной доступности.
2. Повышение адекватности образовательных услуг потребностям учеников разного возраста.
3. Рационализация использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений.
Реализация этих целей предполагает задание определенных требований к новому состоянию сети школ. Приведу пример.
В Губкинском городском округе дороги с твердым покрытием ведут к каждому населенному пункту, где есть школа. Максимальное расстояние подвоза детей – 20 километров. В округе с 2004 года реализуется программа «Школьный автобус», в рамках которой приобретено за счет бюджета области 12 автобусов.
Проектирование сети школ в округе предусматривает личностную ориентированность, дифференциацию и индивидуализацию образования на основе вариативности образовательных программ, предоставление возможности ученику самостоятельно выбирать часть этих программ или отказываться от них, выбирать программы различного уровня сложности, изменять его. Реализация этого требования в рамках отдельной школы без чрезмерного увеличения издержек возможна лишь при значительном числе учеников в одной параллели. А это предполагает максимальную возрастную специализацию старшей ступени. То же касается и системы профильного обучения в старших классах, которое может осуществляться опять-таки без чрезмерных расходов только в школах, имеющих достаточное число старшеклассников. Между тем за последние три года в округе произошло сокращение контингента школьников почти на 20 процентов: в среднем на 700-800 учеников в год. Это привело к закрытию школ: в 2006 году – одной начальной и одной основной, в 2007-м – одной основной. Тем не менее в районе остается высокий процент малокомплектных школ – более трети.
Хочу заметить, что переход на профильное обучение в рамках регионального эксперимента по апробации экспериментального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования для старшей профильной школы, начался в округе в 2003 году. С 2006 года в Губкинском районе проводится ежегодный смотр-конкурс готовности школ к профильному обучению, разработана необходимая нормативно-правовая база, создан Координационный совет по предпрофильной подготовке и профильному обучению при Управлении образования и науки администрации Губкинского городского округа.
Кроме того, для реализации образовательных программ повышенного уровня в округе создана сеть из 6 инновационных учреждений, включающая в себя 1 гимназию, 1 лицей, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов. На базе 21 муниципального образовательного учреждения функционируют 176 классов с углубленным изучением отдельных предметов. К сожалению, в основном это городские школы. Так что вынужден признать: задача обеспечения необходимого качества образования и уровня социализации детей в малокомплектных школах не решена в полной мере. Из общего количества классов-комплектов с повышенным уровнем образования в сельской местности функционируют лишь около 7 процентов. Основная причина – отсутствие педагогов необходимой квалификации.
Как решить эту проблему? Надо развивать инфраструктуру единого образовательного информационного пространства, включающего сеть образовательных коммуникаций и сеть распределенных информационно-образовательных ресурсов. Это обеспечит повышение доступности и качества образования для сельских школьников за счет развития дистанционных форм обучения.
Комментарии