search
main
0

Не инженер, а управленец

Одна из задач совершенствования содержания образования в вузах общевойскового профиля Сухопутных войск – приведение его в соответствие с требованиями к офицерам тактического звена.

При разработке учебных планов и программ первого поколения для военных институтов, на наш взгляд, была допущена ошибка при выборе в дополнение к военной общевойсковой второй гражданской специальности. В качестве базового был реализован образовательный стандарт инженерной, а не управленческой специальности, что обусловило иррациональное построение учебных планов. Первые 2 года учебы курсанты осваивали гуманитарный, естественно-научный и общепрофессиональный блоки дисциплин и лишь на третьем году приступали к освоению военной специальности. Это приводило к нарушению структурно-логической последовательности подготовки общевойскового командира.

В жестких рамках госстандарта инженерной специальности (10 общепрофессиональных технических дисциплин и 5 – естественнонаучного блока) существенно (до 15%) снижен бюджет времени военной подготовки – с 64% по учебному плану общевойсковых училищ 1990 г. до 49% с переходом на пятилетний срок обучения. К тому же курсовые, дипломная работы и задачи по инженерной специальности не в полной мере отвечают основной задаче общевойсковых вузов – формированию у будущих офицеров командного профиля прочных знаний, умений и навыков управления подразделениями в бою, обучению и воспитанию подчиненных в мирное время. В совокупности с другими причинами это привело к снижению уровня военной подготовки выпускников военных институтов 1998-2001 гг., придало актуальность проблеме выбора стандарта высшего военного специального образования в вузах Минобороны.

В Московском военном институте обучение организуется в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам по военной специальности «Применение мотострелковых подразделений» и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по гражданской специальности «Управление персоналом». Срок обучения 4 года. Предназначение выпускников – замещение должностей командиров мотострелковых взводов. Они продвигаются по службе до командира батальона и равных ему.

Особенность учебных планов и программ второго поколения в том, что государственные требования к подготовке выпускников институтов Сухопутных войск по гражданской и по военной специальностям разработаны Учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в области военного управления ВС РФ, утверждены Минобразованием. Квалификационные требования сформированы комиссией Главнокомандующего Сухопутными войсками. Институт разработал учебные планы и программы в соответствии с Примерным учебным планом подготовки по специальности «Управление персоналом», также сформированным УМО вузов в области военного управления и утвержденным в Департаменте образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования. Преимущества такой схемы разработки содержания образования и организации образовательного процесса, как и выбора управленческого направления подготовки, несомненны.

Во-первых, в требованиях к подготовке по дисциплинам федерального компонента гуманитарного, естественно-научного и общепрофессионального блоков стандартом заложена прикладная направленность военного образования. Это позволяет на основе принципа фундаментальности обучения улучшать управленческую подготовку выпускников командных вузов. К примеру, разделы «Социология управления», «Психология управления», «Информационные технологии управления» обеспечивают формирование фундаментальных знаний курсантов по вопросам теории управления воинскими коллективами и управления подразделениями в ходе тактических действий.

Во-вторых, в состав вузовского компонента и дисциплин по выбору обучаемых введены: в гуманитарный блок – «Военная история»; в блоки естественно-научных и общепрофессиональных – «Техническая механика», «Материаловедение и технология материалов», «Электрооборудование и автоматика боевых машин», «Автомобильная подготовка», которые обеспечивают необходимый базовый уровень для качественного освоения военно-технических дисциплин. При этом остальные дисциплины блоков – базовые для освоения специальных (военных) дисциплин. Так, «Математика» и «Концепция современного естествознания» – базовые для разделов «Устройство вооружения», «Теория стрельбы, боевые (огневые) возможности мотострелковых подразделений» дисциплины «Устройство вооружения и его боевое применение».

В-третьих, при полном соблюдении требований к подготовке выпускников по гражданской специальности обеспечено время на подготовку по военной специальности в объеме 3326 часов занятий с преподавателем – 64% бюджета времени обучения. При этом, на тактику и тактико-специальные дисциплины выделяется 1172 часа (54% времени подготовки по специальности), военно-технические дисциплины – 782 часа (24% общего бюджета) и дисциплины блока военного управления 702 часа (22%). Такой расчет учебного времени обеспечивает поэтапное формирование знаний, умений и навыков, определенных квалификационными требованиями, и алгоритмов работы командиров подразделений (штаба ) в различных условиях повседневной деятельности и боевой обстановки. В рамках обучающих модулей курсанты последовательно проходят подготовку солдата-специалиста (всех номеров строевого расчета мотострелкового отделения), сержанта (командира отделения, заместителя командира взвода), командира взвода, роты, батальона (его заместителей).

Генерал-майор Сергей ЕПИШИН, начальник Московского военного института

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте