А была мечта поработать в сельской школе
С интересом читаю в «Учительской газете» материалы о президентской программе «Земский учитель». Идет всестороннее обсуждение ее сильных и слабых сторон. Очень полезен этот конструктивный анализ. Хочется высказать и свое мнение.
Будучи уверенной в себе и готовой к переезду, я заинтересовалась программой «Земский учитель» и решила принять участие в проекте.
В Новошахтинской школе-интернате, где я работаю, хороший коллектив, мои ученики – дерзкие, амбициозные, творческие, мотивированные. Благодаря своему коллективу и ученикам за время работы в школе я приобрела большой опыт, добилась успехов. Как учитель подготовила призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. Общий стаж педагогической работы 26 лет, в аттестуемой должности 26 лет, в должности заместителя директора по УВР 7 лет. Отмечена Управлением образования администрации города Новошахтинска как дипломант муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года»-2017, являюсь активным участником Общероссийского проекта «Школа цифрового века».
Но есть у меня давняя мечта – поработать в сельской школе. И я всегда верила, что она непременно сбудется. Потому программа «Земский учитель» меня вдохновила на первый смелый шаг навстречу мечте. Это был мой профессиональный и нравственный выбор. Думала навсегда связать жизнь с сельской школой. Понимала, что смогу быть полезной на селе, профессионально расти дальше. Хотелось показать сельским детям, для чего нужно современное, высококачественное образование.
Мое решение стать участником программы поддержала семья. Муж не был привязан к работе, старший сын уже определился в жизни, стал самостоятельным. А вот запросы девятилетней дочери пришлось учитывать. Занимаясь четыре года художественной гимнастикой, добившись определенных успехов, она, конечно, мечтала продолжать тренировки. Потому к выбору региона и населенного пункта подошла с учетом пожеланий прежде всего дочери. Тщательно взвешивала все «за» и «против».
Остановилась на Краснодарском крае. Официальный сайт программы «Земский учитель» технически позволял подать несколько заявок. И я этим воспользовалась, подав четыре заявки в образовательные организации – с. Кабардинка, с. Архипо-Осиповка, Туапсинского муниципального района и Приморско-Ахтарского муниципального района.
Все складывалось как нельзя лучше, везде у мужа была возможность трудоустройства, у дочери – возможность заниматься в спортивной школе, радовала и развитая инфраструктура.
Но три заявки были отклонены сразу, так как в Краснодарском крае согласно Положению об участии в конкурсном отборе претендент может подать документы только на одну вакантную должность учителя. Сделав выбор, стала с нетерпением ждать результата. И вот наконец-то 15 июня долгожданные итоги. По электронной почте мне сообщают, что согласно п. 6.8 Положения о конкурсном отборе претендентам, набравшим наибольшее количество баллов в соответствии с рейтингом конкурсного отбора, но не ставшим победителями, предлагается рассмотреть имеющиеся вакансии из перечня вакантных должностей.
Мне были предложены вакансии в нескольких образовательных учреждениях Краснодарского края, на которые был недобор претендентов. Вакансии дополнительного конкурса отбора не соответствовали моим ожиданиям, планам моей семьи и меня не заинтересовали. Безусловно, мне хотелось узнать количество баллов, выставленных в ходе проведения экспертной оценки документов, представленных мной, в соответствии с утвержденными критериями. И я обратилась с этой просьбой к региональному оператору. В ответ сообщили, что Положением о конкурсном отборе не предусмотрено опубликование рейтинга претендентов. Региональный оператор планирует вынести вопрос на заседание конкурсной комиссии о размещении на сайте информации только о набранных претендентами баллах без указания их фамилий, имен, будут только регистрационные номера заявлений. Но позже рейтинговый список претендентов, а также приказ «Об утверждении списка победителей» все-таки были опубликованы на сайте Института развития образования Краснодарского края.
Изучив информацию об итогах экспертной оценки, искренне порадовалась за коллег, набравших больше моих 18 баллов. Но я ведь подавала четыре заявки на участие в программе. Стало любопытно, а прошла бы я конкурсный отбор в те, другие образовательные учреждения. Проанализировав результаты конкурса, убедилась в том, что мои достойные 18 баллов позволили бы мне стать победителем в рейтинговом списке в двух школах из трех. Но Положением о конкурсе это не предусмотрено.
Таким образом, со своими знаниями, опытом и возможностью работать в одном из двух образовательных учреждений, находящихся в селе Кабардинка и Приморско-Ахтарском районе, я осталась за бортом.
Победителю я проиграла всего 1 балл. Им стала 29‑летняя учительница математики из Краснодара.
Подведем итоги. У президентской программы «Земский учитель» есть как положительные, так и отрицательные стороны. Прежде всего, на мой взгляд, ей не хватает открытости, объективности и прозрачности, которые жизненно важны для развития справедливой конкуренции. «Вы, наверное, не проиграли, просто выиграл нужный человек» – так прокомментировал результаты конкурсного отбора программы «Земский учитель» один из моих взрослых выпускников. Не хочется, конечно, мне так думать.
Понятно, что предпочтение необходимо отдавать молодым учителям. Но главный приоритет президентской программы – создание условий для получения качественного образования всеми обучающимися вне зависимости от места проживания. Мои идеи, методы обучения и воспитания, в том числе и цифровые, обеспечивающие повышение качества обучения и мотивации сельских детей, получается, не пригодились.
Татьяна ТОРШИНА, учитель математики высшей категории Новошахтинской школы-интерната, Ростовская область
Комментарии