С 1 сентября 2006 года Омская область стала пилотной территорией по реализации новой федеральной образовательной программы, направленной на возрождение спортивных традиций России и резкое повышение качества физического воспитания молодежи. Это пока единственный регион России, избранный Федеральным агентством по физкультуре и спорту для начала модернизации в этой сфере. О том, как идет работа, рассказывает Виктор Михайлович ЛОСЕВ, начальник отдела общего образования Министерства образования Омской области.
– Виктор Михайлович, почему для эксперимента избрана именно Омская область?
– 13 сентября 2005 года Вячеслав Фетисов, директор Федерального агентства по физкультуре и спорту, и Леонид Полежаев, председатель правительства Омской области, подписали соглашение – наша область получила статус Всероссийской экспериментальной площадки по внедрению новых управленческих технологий в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Это, разумеется, не случайно. То, что для России – только начало большого пути по возрождению отечественных спортивных традиций, для Омской области – очередной этап. По признанию специалистов, в Прииртышье удалось не только сохранить, но даже приумножить базу массового спорта. 4500 спортивных сооружений, не считая бесчисленного количества дворовых площадок, – это более чем выгодные стартовые условия, которым соседи по-доброму завидуют. В этом году более 25 тысяч омичей приняли участие во всероссийском дне бега «Кросс наций», 10 тысяч стартовали в массовой гонке «Лыжня России». Ежегодно проводится более 500 официальных спортивно-массовых мероприятий. Признание в мире получил Сибирский международный марафон, за свою пятнадцатилетнюю историю объединивший около 100 тысяч бегунов. В Омском регионе 3 года назад была организована работа областных государственных специализированных центров олимпийской подготовки по 9 видам спорта, по паралимпийской подготовке. С привлечением средств из внебюджетных источников построен крупнейший за Уралом детский хоккейный центр «Авангард». Недавно начала работу авторская школа для гимнасток Ирины Чащиной. Уже 36 лет без перерывов проводятся областные сельские спортивно-культурные праздники «Королева спорта» и «Праздник Севера». Дальнейшему развитию сельского спорта будет способствовать проведение в Омской области Всероссийских сельских зимних спортивных игр 2007 года. По решению выездного заседания коллегии Росспорта в этот год омичи принимают и финал III летней Спартакиады учащихся России. Общее число систематически занимающихся физической культурой и спортом в Омской области составляет 247310 человек. Это десятая часть всего населения области. Причем мы понимаем, что движение – не только здоровье. Две трети ребят из почти трех тысяч, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, увлечены теперь спортом. Как отметило руководство Федерального агентства по физической культуре и спорту, Омская область – пример взаимодействия под эгидой губернатора двух министерств: образования и физкультуры и спорта.
– Каковы цели эксперимента по внедрению новых управленческих технологий в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях?
– Главная цель проведения эксперимента в регионе – определение путей нового организационно-технологического процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Омской области. Не просто уроков физкультуры, а именно физического воспитания, которое, по словам Вячеслава Фетисова, дает возможность вырастить гражданина. Губернатор Омской области Леонид Полежаев давно говорит, что необходимо создать культ спорта, сделать его национальной идеей.
– Эксперимент потребовал большой подготовки?
– Конечно, несмотря на то что к эксперименту подвела сама жизнь, спортивные традиции области, была проведена и большая подготовительная работа. Прежде всего: эксперимент – дело добровольное. Не так сложно было определить школы с хорошим потенциалом, крепкой материально-технической базой. Совсем нетрудно было найти высококвалифицированных педагогов-энтузиастов своего дела – у нас их немало. Кстати, недостатка учителей физкультуры в области нет. Посложнее оказалось заручиться поддержкой школьных коллективов, учеников, родителей. Понятно, ведь эксперимент – занятие хлопотное, сложное. Но самое трудное – добиться одобрения администраций районов, на территории которых проходит эксперимент. Ведь от них тоже потребуется помощь. Таким образом в конце концов выделились 4 учебных заведения в городе и 5 – в сельских муниципальных районах. В разработке программы приняли активное участие специалисты Министерства образования, научные работники Омского государственного университета физической культуры, медики Омского областного врачебно-физкультурного диспансера, сотрудники Института развития образования Омской области. Министерством образования и Министерством по молодежной политике, физической культуры и спорта Омской области совместно утверждена концепция «Пути повышения эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе» и межведомственный план мероприятий. Институт развития образования провел обучение руководителей общеобразовательных учреждений и учителей физической культуры, участвующих в эксперименте, рассмотрел вопросы готовности школ к участию в экспериментальных программах, организации учебно-тренировочных занятий с обучающимися.
– Как будет проходить эксперимент?
– Эксперимент, в котором принимают участие 24 класса и 523 обучающихся из девяти школ Омска и Омской области, уже идет и будет идти в течение трех лет. Программа его предусматривает практически равный базовый и вариативный компонент содержания учебной программы по физическому воспитанию. Пятиклассники занимаются физкультурой не три часа в неделю, а пять-шесть более обстоятельно: и в рамках учебной программы, и во время дополнительных занятий. В ходе эксперимента осуществляется контроль за чистотой и достоверностью его проведения, который помимо специалистов регионального Министерства образования осуществляют научные работники Омского государственного университета физической культуры, специалисты Омского областного врачебно-физкультурного диспансера, сотрудники Института развития образования Омской области. Мониторинг исследования физической готовности детей уже начался 15 сентября. Он будет «трехразовым» – в сентябре, декабре и мае. Для сравнения выбраны «параллели». Например, в Москаленской гимназии пятые классы «А» и «Б» – участники эксперимента, а «В» – контрольный. Школы самостоятельно выбрали экспериментальные программы, по которым начали работать: «Каждой школе – спортивную команду», «Школьный спортивный клуб», «Организация спортивно-ориентированного физического воспитания школьников». Занимаются все дети без исключения, но ученики имеют свободу выбора занятий: внутри программ деление – либо это спортивные тренировки, либо оздоровительные, либо адаптивные. С помощью эксперимента мы надеемся достигнуть интеграции основного и дополнительного образования, ведь идет совместная работа учителя и тренера. Дополнительное образование приходит в школу. И если спортивная команда – это один вид спорта, то спортивный клуб – уже несколько видов. Хотя «спорт» – слово не совсем верное, речь идет больше о массовой физической культуре. А это общая культура – и одежды, и питания, и гигиены, а главное – культура воспитания патриотизма. Эксперимент решает несколько задач – кроме популяризации здорового образа жизни среди детей, важно привлечь внимание взрослых, общественности: создаются попечительские советы клубов, команд. Кроме этого, мы надеемся на кардинальное улучшение социального и профессионального статуса учителя физкультуры и детского тренера.
– А что случится через три года, на которые рассчитан эксперимент?
– Эксперимент, я полагаю, это только начало. Участие в нем и анализ результатов позволит обобщить опыт школ Омской области и подготовить практические рекомендации в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации для внедрения инновационных программ на территории России. Возможно, эксперимент будет продлен еще по решению экспертного совета. В любом случае, надеюсь, школы – его участники – уже не смогут жить без спорта. Как заметила Светлана Мыльникова, директор исилькульской школы №1, если детей начнут готовить с 5-6-го класса, какие защитники вырастут!
Комментарии