Чего мы только не придумываем во имя нравственного воспитания школьников! То какие-то особые уроки нравственности предлагаем, то единую всероссийскую детскую организацию создать думаем, то видим панацею от всех бед в изучении основ религиозных культур и светской этики… Вместе с тем не используем огромного воспитательного потенциала, который может быть реализован при изучении любого предмета.
Все мы знаем, какое сильное воздействие оказывает на ребенка, подростка, положительный пример. Не шелохнувшись, слушают пяти- и шестиклассники рассказ о жизни знаменитого нашего ученого и путешественника Миклухо-Маклая на острове Новая Гвинея среди дикарей, о его дружбе с ними, о разоблачении расистской теории. Но в учебниках вместо ярких, волнующих страниц лишь краткие сухие сведения о значении работ этого необыкновенного человека. А разве не тронуло бы подростков бескорыстное, самоотверженное служение науке Луи Пастера, его трудный путь к великому открытию, избавившему человечество от смертельной болезни? Когда я в неуправляемом классе рассказывала о том, как ученый спас от неминуемой гибели русских крестьян, искусанных бешеным волком, как готовился он испытать изобретенную им вакцину от бешенства на себе, слушали не шелохнувшись даже самые отпетые. Но программы по химии и биологии ничего такого не требуют, и в учебниках страниц об этом нет. Да что там прошлое! Неужели нельзя в курсе граждановедения или обществознания рассказать о волонтерах, наших и зарубежных, о многочисленных наших благотворительных обществах? Ни в программах, ни в учебниках ничего подобного нет. О литературе я даже не говорю: много уже говорено-писано о том, что несравнимый воспитательный потенциал почти не используется в школьном преподавании. Так откуда же, спрашивается, возьмут наши дети, подростки, тот самый идеал, по которому мы так тоскуем и который действительно необходим в воспитании?А русский язык? Программа перенасыщена сведениями, не имеющими никакого отношения ни к грамотности, ни к пониманию логики языка, мудреными терминами, которых не помнит, не знает ни один образованный человек, если он не филолог. Не так давно на одной из лекций для педагогов-словесников коллеги спросили докладчика, зачем нужны в школе все эти сведения. Докладчик явно растерялась, а потом стала говорить о развитии логического мышления. Но ведь с этим куда лучше справляются точные науки. А логичной по-своему была и схоластика… Кстати, именно отсутствие мотивации для изучения непонятно зачем нужных мудреностей и есть главная причина того, что ребята не могут самостоятельно справиться с ЕГЭ по предмету.Вместе с тем в программе не оказалось места для элементарных сведений по сравнительной лингвистике, о языковых группах, об индоевропейском праязыке. То есть как раз для того, что наглядно демонстрирует: тезис «Все люди – братья» имеет под собой и фактическую биологическую основу. То есть составителями упущено как раз важное в смысле воспитательном. Откуда же придет к подросткам понимание того, что мир держится на осмыслении всеобщего братства, взаимосвязанности всех со всеми?Корень беды нашей в том, что у нас образование напрочь оторвано от воспитания. И никакие специальные воспитательные мероприятия или новые предметы тут не помогут, если этот отрыв будет существовать в самом образовательном процессе, в программах и учебниках. Отлично понимаю: переделывать учебники – это деньги. И время. А не нужно переделывать. Нужно просто добавить в каждый страниц 10-20. Или приложить к программам эти самые страницы в виде брошюры, методического пособия. Принципиально важно только, чтобы они были написаны не учеными или методистами, а писателями, журналистами, пишущими учителями. Готовы сделать это члены общественной педагогической организации «Литературный турнир», которой я руковожу. Ведь многие из нас – авторы популярных педагогических статей и книг, кандидаты педагогических наук. Инна КЛЕНИЦКАЯ, учитель литературы школы №179, Москва
Комментарии