search
main
0

Не хотите подчиняться – в отставку! Три «подарка» в Год учителя

Всех работников образования обрадовала весть, что 2010 год объявлен Президентом России Годом учителя. Лучше бы он этого не делал! Наши чиновники любое благое дело превращают в фарс и пародию. Такой откровенной демагогии и лицемерия я давно не видел и не слышал. В этом году мы, учителя, вроде бы как именинники. Ну а именинникам следует дарить подарки. И мы их получили!

Александр АЗАНОВ, заслуженный учитель России, завуч Филинской основной школы, Кумылженский район, Волгоградская область

«Подарок» первый. Введение подушевого финансирования школ.

Замысел отличный. Исполнение – как всегда. То, что сотворили с прекрасной идеей подушевого финансирования, назвать страшно. У меня создалось впечатление, что люди из Кремля и с Садового кольца живут в совершенно ином мире, чем мы, грешные. Вот и посматривают высокомерно небожители на нас с высоты кремлевских стен и из окон здания на Охотном Ряду. Да знают ли все эти кремлевские умные головы, что в селах практически не осталось детей? Бежит народ из села, особенно молодежь. А чего тут делать: ни приличной работы, ни приличного заработка, ни приличной, достойной человеческой жизни!

Какие уж тут дети! Вот и осталось у нас в школе всего 29 учеников (а когда-то было за сотню!). Ну и что вы мне прикажете делать со своими 29 «душами»? Кстати, к нам в последнее время зачастили представители средних специальных заведений области в поисках будущих учащихся. А что я им могу предложить?

Благодаря стараниям президента и правительства учителя в последнее время увидели свет в конце туннеля: зарплата стала приличной, труд учителя наконец-то стали оценивать по-человечески. И тут как снег на голову эта реформа – без учета местных условий, без каких-либо обоснований.

Финансирование резко ушло вниз, зарплаты тоже. Все стимулирующие доплаты за качество работы учителя рухнули вслед. Начали сокращать людей, учебные предметы. Классные руководители давно не получают за свой труд, коммунальные мы не видим уже с января 2010 года. Местные чиновники наши «измудрились» в своих нелепых требованиях: подавай им документы БТИ на свое жилье, и все тут, иначе коммунальных не получите. Хотя в ответе на наш запрос в администрацию Волгоградской области нам переслали нормативные документы, которые показывают всю абсурдность чиновничьего произвола. Обман, непрофессионализм, пренебрежительное отношение к людям у нас на каждом шагу. Ну а как же наши родные профсоюзы и местное начальство от образования? Полное молчание! Терпите, кризис!

«Подарок» второй. Переход школ района на новые формы получения своих кровных. Я имею в виду пластиковые карты и сберкнижки. Быстро, выгодно, удобно. Для жителей районного центра – несомненно. А вот для нас, жителей дальних хуторов, – как сказать. Не все мы имеем личный транспорт. Вот и встает учитель в 5 часов утра и в любую погоду и в любое время года топает 5-7 километров на проходящий автобус за своими кровными. И вернется учитель домой в лучшем случае в 17 часов, в худшем – в 21. А вы пробовали ходить 5-7 км в лютый мороз или в осеннюю промозглую слякоть по колено в грязи под холодным дождем? Нанимать машину до райцентра – цена кусается (500 рублей). А как же уроки? Да никак! Учителя по одному не ездят. Вот и собирается компания в 2-3 человека для такого похода. А что мне, завучу, делать? Сижу и ломаю голову, кого и кем заменять. Бывает, что и некем. А кого волнует, что учитель стоит не у школьной доски, а в Сбербанке или у «зависшего» банкомата? Никого? Никого это не трогает – ни профсоюзы, ни наше начальство. Терпите, кризис!

«Подарочек» третий. Введение нового административного регламента аттестации учителей. Перед нами яркий образец чиновничьего маразма. В декабре 2009 года приказом Комитета по образованию нашей области вводится новый регламент аттестации учителей. Документ при всех его минусах все же сохраняет приемлемый баланс между требованиями чиновников и интересами учителей. Все школы стали изучать этот документ, готовиться к аттестации. К 15 апреля в основном все документы были готовы. Но тут сменяется в Комитете по образованию нашей области власть. Кому-то из новых чиновников показалось, что учителя становятся слишком уж независимыми от чиновничьей воли. И в разгар подготовки аттестации в школах появляется это «чудо» реформаторской мысли – новый регламент. Странный документ и по форме, и по содержанию. Непонятно, откуда это «чудо» выплыло: никаких исходных данных на нем нет. Кто утверждал, когда, на основании какого приказа? Началась административная лихорадка. В пожарном порядке начали обучать завучей (ведь именно они, горемыки и страдальцы, готовят аттестацию учителей). В выходной день в Михайловку срочно везут завучей на учебу. Зрелище, достойное пера Салтыкова-Щедрина. Ведут совещание специалисты нашего областного центра аттестации, которые сами (по их словам) опешили от такой административной прыти чиновников от образования. На многие вопросы они не смогли ответить, так как им самим еще не понятны механизмы проведения в жизнь данного документа.

Зачем тогда спешка и почему надо срочно, в силовом режиме вводить этот документ, ведь он вступает в силу аж с 1 января 2011 года! А что делать школе? Все начинать с нуля. А сроки? Первый период аттестации (подача заявлений, подготовка представлений и т. д.) закончился в июне. Обработать такой объем документов и такой сложности быстро и качественно очень трудно. Учителей могут просто завернуть с аттестации из-за некачественно подготовленной документации. А это означает одно: аттестация завалена, допуска к работе нет, ну а дальнейшие последствия – лишение работы. Разобраться в сложных хитросплетениях этого чудо-регламента весьма проблематично. Откуда же взялся этот «подарочек»? По словам чиновников из Центра аттестации, был приказ, который отменил все старые положения об аттестации и ввел новый вариант регламента. Но где же этот приказ? Почему в пожарном порядке надо проталкивать это «нормативно-правовое искусство» именно сейчас?

Можно было бы махнуть рукой на эту нормативно-правовую чехарду (народу не привыкать к таким чудачествам власти!), если бы это не касалось огромной массы людей, которые могут не только потерять свой и так небольшой заработок, но и лишиться средств к существованию полностью, потеряв работу. Так чиновники от образования показали, кто в доме хозяин. Заставили все-таки вспомнить, что чиновник в нашей стране сила огромная, которая правит бал. Так что забудьте декабрьский регламент и всякие вредные мысли о независимости. Размечтались! Совсем нюх потеряли! Так получите драконовский регламент, который под личиной красивых и правильных слов об инновациях скрывает весьма плохо замаскированное желание разделять и властвовать. Чиновник своего добился: опять судьба учителя зависит от воли и расположения этого «властителя». Учителя загнали в такие рамки, что ему, бедному, и пошевелиться невозможно.

Раньше на вторую квалификационную категорию сдавали в школах. Запретить! И запретили. Теперь учитель мой поедет в область проходить аттестацию (кормить же надо эту ораву чиновников!). Получит мой учитель эту вторую категорию и 200 рублей доплаты в месяц. А сколько он прокатает, сколько сил и здоровья потеряет – это ведь мелочи.

Но все эти нормативно-правовые деяния чиновников от образования еще цветочки. Далее совсем интересно. В пп. 3.6.1-3.6.4 нового мартовского регламента аттестации есть интересная формулировка: льготами по аттестации владеют учителя, награжденные почетными званиями, государственными наградами, грамотами только в межаттестационный период. В переводе на нормальный русский язык это означает (далее подлинные слова чиновников Комитета по образованию, Центра аттестации, нашего отдела образования): засчитываются все награды, звания и другие поощрения, если учитель получил все это в период своей аттестации (в данном случае с 2006 по 2011 год). Награды, звания, поощрения, полученные ранее (до 2006 года), уже таковыми не являются и не признаются чиновниками от образования. На практике вот как получается: Мария Ивановна получила свой орден в 2007 году – это почетная награда, Иван Иванович получил свой орден в 2004 году – так это уже не орден, а железяка с тряпочкой. Это так? Чиновники отвечают: «Да!» Ну каково? Это кто же давал право председателю Комитета по образованию, подписавшему этот бред, лишать заслуженных людей государственных наград и почетных званий? Вот так и разделили уважаемых учителей на людей «первой и второй свежести». Салтыков-Щедрин отдыхает! Я чего-то не понимаю? Что, настали новые времена, когда какой-то региональный чинуша вот так запросто может отменить указы президента страны?

Мне уже 60 лет, 40 из них я отдал школе. Я видел всякое, но такое, клянусь, вижу впервые! За разъяснениями по электронной почте обратился в Комитет по образованию и в Центр аттестации. Лучше бы я этого не делал! Сам напросился! У чиновников есть такая особенность: спрашиваешь одно, а он отвечает совсем другое. Но и это все ерунда. Я такого о себе начитался, на оставшуюся жизнь хватит! Я, оказывается, и мое поколение застыли в прошлом, отстали, сыто дремлем на заплесневевших лаврах своих уже гнилых заслуг. Вот так, коллеги! Не больше и не меньше! Вот так, огульно, не зная человека, без всяких на то оснований причислили меня и моих коллег к ископаемым реликтам, которым уже давно не место в школе. Как метко выразился один местный чиновник от образования: «Не хотите подчиняться – в отставку!» Ох, хотел бы я поделиться (хотя бы с господином Музыченко Р.В. из Комитета по образованию) своими лаврами учителя небольшой хуторской школы в глубинке. А по поводу отставки… Да хоть сейчас! Вот только с кем этот чиновник работать останется? В сельских школах (и это не секрет!) работают сейчас люди, далекие от молодости, даже иногда очень далекие. В моей школе, например, из 10 учителей 3 учителям за 60 лет, 4 учителям под 60 лет и 3 за 40 лет. И такая картина по всем сельским школам. Последнюю молодежь из школы выбивает подушевая оплата, предлагающая молодым учителям зарплату до 5000 рублей. Теперь за «стариков» принялись, что ли?

А я, собственно говоря, и не обижаюсь на чиновников – ни на местных, ни на региональных, ни на московских. Это уже их проблема, проблема их плохого воспитания и культуры. Но мне все же интересно, что же такого всем этим чиновникам в детстве сделали учителя, что они с такой ненавистью, с таким остервенением обрушились сейчас на своих бывших учителей, получив наконец-то над ними власть?

Мне кажется, что чиновники этими своими 3.6.1 и далее по списку захотели столкнуть учителей лбами (разделяй и властвуй!). Им это удалось! Учителя начинают косо смотреть друг на друга, ссориться. А я хочу сказать дорогим коллегам «первой свежести»: особо не обольщайтесь. Через пару-тройку лет вы также превратитесь по воле чиновников в людей «второй свежести». Ждем пополнения! И таких «подарочков» от родной власти еще будет предостаточно – успевай поворачиваться.

Некоторые скажут: ну чего, старый гриб, расскрипелся? Ну чего тебе, больше всех надо? Пожил свое – и хватит! Да не во мне дело. Мне 60 лет. За плечами большая жизнь. Мне ничего не надо. Здоровья бы побольше. Молодых жалко. Попадают они в эти жернова. Ни начальству, ни профсоюзам ни мы, ни они не нужны, это уже ясно. А кто, кроме нас, стариков, им поможет? Так что, друзья, заплесневевшие реликты и почивающие на гнилых заслугах, не ныть и не пищать! Надеваем свои награды – и вперед! Надо дать по рукам этим недовоспитанным чинушам, хватит людям без стыда и совести править бал! Они и им подобные и так понатворили в стране предостаточно. Пора и отпор давать!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте