search
main
0

«Не хочу» – преодолимо!

«Хочу» – слово магическое. Благодаря ему совершаются самые главные открытия в нашей жизни. Оно отправная точка для фантазии ребенка и трамплин для мысли.

«Хочу», как шлейф, тянет за собой «могу», «умею», «буду». И тем глуше, печальнее и безнадежнее звучит его вечный диссонанс – «не хочу». Но его звучание – процесс естественный. Правда, не в ситуации обучения в школе. По мнению психологов, «не хочу» в школе – все же аномалия, а не закономерность. Особенно в начальном звене. К примеру, Марина Шмотьева, психолог Центра внешкольной работы «Академический», считает, что, когда ребенок говорит: «Не хочу учиться», на то должны быть веские причины.

– Их может быть несколько, но, скорее всего, ребенок просто не справляется со школьной программой. А если к этому еще примешиваются жесткие требования со стороны родителей, то становится понятным нежелание ребенка ходить в образовательное учреждение.

Проблема мотивации также может идти из семьи. Поскольку это первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, то все, что там происходит, мгновенно находит отражение в его поведении. У меня были ситуации, когда родители, сами не получившие образования, не хотели да и не могли объяснить ребенку значимость процесса обучения. Разумеется, мальчик эту позицию проецировал на себя.

Если ребенок приходит в начальную школу не из детского сада, это может привести к проблемам в адаптации. Когда у него нет навыков общения с группой, подружиться с кем-либо, найти единомышленника, принять участие в коллективных мероприятиях очень трудно. Как следствие, в такой ситуации детский коллектив ребенка часто не воспринимает. И это один из самых серьезных поводов для отказа идти в школу. Представьте себя на месте ребенка. Когда все играют, он стоит в сторонке, его могут толкнуть, обозвать, не заметить. Он насторожен, тревожен и концентрирует внимание только на своей «ущербности», а не на процессе обучения.

Родителю важно помнить, как только появились симптомы страха, тревоги перед школой, нужно в первую очередь обратиться к школьному психологу. Он проведет объемное исследование, всесторонне изучит ребенка. Выяснит причину нежелания посещать школу. Кроется ли она в особенностях интеллектуального развития, в низкой мотивации или в социальных причинах, в том числе отсутствии коммуникативных навыков? Когда причина будет ясна, психолог подскажет, как с этими проблемами справиться. И если, допустим, ребенок не воспринимается своей группой, то со стороны психолога последует работа с коллективом, тренинг в самой группе, с лидерами. Родителям в данной ситуации необходимо поддержать ребенка и попробовать вместе с ним преодолеть возникшие трудности. А то, что они преодолимы, сомнений нет.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте