search
main
0

Не хочу быть тьютором. Наболело!

Теперь появилось в обиходе модное словосочетание – сбор «портфолио профессиональной компетентности»… Наполняй папочку справочками, бумажечками от начальства, от родителей, от учеников… И отзывы должны быть хорошими. Хочешь премию президента – тоже изволь предоставить папочку…

Нет, не то беда, что учитель бегает, собирает доказательства, так сказать, качества своей работы. Это можно пережить, и не такое переживали. Беда глубже и страшнее. Беда в том, что в результате всех этих нововведений разрушается образ учителя вообще как такового… Про такого педагога, издерганного, поставленного в систему мелочных зависимостей, уже никто и никогда не напишет: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» Почитаем в документах, кто мы теперь. Мы теперь не просветители (так некогда называлось наше ведомство), мы теперь «образованцы», бюджетники (звучит почти как «нахлебники»). Мы больше не сеем «разумное, доброе, вечное»… Мы теперь оказываем услуги (не зря требуют в школах создать уголок потребителя образовательных услуг). Мы услужливые люди. Оказал услугу – получи. Удовлетворен потребитель – получи больше… Может быть, с позиции бюрократии оно и верно, в логике им не откажешь. Только учитель в такой системе отношений более не носитель авторитета, а значит, и его роль как воспитателя разрушается… Не понимаю, почему выпускник школы непременно должен по памяти воспроизвести, что написала Екатерина II в своем наказе Уложенной комиссии в 1768 году? Такой вопрос есть в заданиях ЕГЭ. (Я сам историк, поэтому примеры беру из близкой мне области.) Зачем ему это помнить? Достаточно взять книгу, войти в Интернет… За последние годы так много говорилось о ЕГЭ. И хорошего, и плохого, но никто не назвал его главный порок. ЕГЭ – это оскорбление всего российского учительства со стороны государства, оскорбление недоверием. В течение 11 лет дети предоставлены в полное распоряжение учителя – учи как хочешь, вкладывай в их головы любые свои идеи, ставь им оценки. А на выходе из школы не сметь приближаться к ученику! Хороша реформа, ничего не скажешь. Своими новациями чиновники взорвали педагогические коллективы изнутри. Конечно, мы все имеем разные результаты в работе, но не настолько, чтобы заработная плата одного была в несколько десятков раз выше, чем у другого! Как губительна атмосфера вражды, зависти и склок, посеянная внутри педагогических коллективов, для дела воспитания школьников! Ведь воспитываем мы все вместе, сообща. В президентской «Новой школе» звучат слова о некоем «новом учителе»… Возникает сразу вопрос: «А старые вам чем не угодили?» И другой: «А где вы новых возьмете, откуда завозить их будете?» Что-то в очереди на работу в школы нет. Да, собственно говоря, о чем это я пекусь? По замыслу «модернизаторов» теперь это уже и не учитель, а некий тьютор – служащий типа проводника в вагоне поезда: встретил пассажира, проводил на место, постель выдал, чайку принес, в нужное время разбудил и высадил на какой-то станции: «Идите, дети, дальше». Ну и как, вдохновляет вас такая перспективка? Меня – нет… А в голове все чаще крутится мысль: «Хорошо, что мой ребенок уже окончил школу. И учили не тьюторы из «Новой школы», а наши «старые» учителя из советской школы, те самые, которые и нас некогда учили!» Русское учительство деморализовано, публично бито и судимо (сколько таких историй выплеснулось на страницы СМИ!). Учительство не видит своего будущего и считает годы до пенсии – кто по выслуге лет, кто по старости… А молодежь демонстративно не идет в школы. Это ли не лучший критерий состояния дел в профессии? И дело не только в деньгах… Хотя почему и не в них? В обществе, где царит культ денег, а их количеством оценивается все, молодежь не может не признать, что зарплата учителя в 4-5 тысяч рублей – это и есть его положение на самой нижней ступени социальной лестницы. А рекламные кампании в Год учителя, поблестев всеми цветами радуги, как мыльный пузырь лопнули… И я думаю: лучше ли мы стали жить? Нет. Богаче? Нет. Тогда что же изменилось? Налицо усиление бюрократизма, неуверенности в завтрашнем дне, страха… и осталась у учителя только одна радость – радость общения с детьми, его воспитанниками. Да, сегодня молодое поколение стало другим. Оно менее всего напоминает белых и пушистых зайчат… Но при всем при том они нуждаются в учителе. Учитель дарит им свой духовный мир, свою заботу и любовь, свое понимание добра и зла… Что бы ни сочинили чиновники, они все равно там, наверху… А в класс приходим мы, учим, воспитываем как умеем, в меру своего ума, сил и способностей. Поэтому пусть сочиняют хоть тысячу новых стандартов и хоть тысячу новых программ… Петю и Васю будет учить читать и писать все та же Марь Иванна. И так, как сумеет. И за то ей низкий поклон…​Александр ГАЙДАМАКИН, учитель истории, с. Лобойково, Даниловский район, Волгоградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте