Юбилейная V научно-практическая конференция «Педагогическая наука и современное образование», прошедшая в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, была посвящена 100‑летию системы дополнительного образования детей в России. Обсудить проблемы и перспективы этого вида образования собрались педагоги и ученые, и если еще несколько лет назад развитие дополнительного образования связывали со многими сложностями, то сегодня, наоборот, очевидны всесторонняя поддержка и внимание к нему.
Так и должно быть, считают директора детских дворцов творчества и заявляют без обиняков, что дополнительное образование значительно важнее, чем основное. В этой уверенности их поддерживают родители: в последние годы наблюдается тенденция к переходу детей на домашнюю форму обучения, для того чтобы ребенок больше времени проводил, занимаясь любимым делом. Как говорят специалисты, это отнюдь не случайно.В сегодняшнем обществе происходят колоссальные изменения, и люди становятся все более автономными. По сути, предметно образовывать самих себя в скором будущем не составит труда. Основной школе это нужно учитывать. А также полезно учитывать данные исследования, которое недавно проводилось в Герценовском университете. Например, 28% детей отмечают, что в школьной программе отсутствуют предметы, полезные для их будущей специальности, 33% ребят убеждены, что им не хватает глубоких знаний по существующим предметам, и это не позволит им стать успешными после окончания школы, а более 50% школьников твердо заявляют, что из-за учебы им не хватает времени на занятие делом, которое им нравится. Поэтому вполне объяснимо то, что дети и родители считают систему дополнительного образования возможностью для проб, для поиска ребенком своих сильных сторон. Она дает то, что в меньшей степени дает основная школа, а именно профориентацию, индивидуализацию, развитие способностей и т. д.Тем не менее, по мнению члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, директора Института педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Светланы Писаревой, в целом образование как таковое направлено на развитие личности. Да, для введения стандартов нужны определенные универсальные условия, общие одинаковые требования ко всем, ведь государство, вводя стандарты, гарантирует, что человек, получивший тот или иной уровень образования, может двигаться дальше, получать второе образование, устраиваться на работу и т. д. То есть стандарты – это некий инструмент управления образованием и качеством образования. С этой точки зрения введение стандартов позволяет решить важную проблему социальной защищенности человека.Но человек не машина и живет он один раз. Он хочет заниматься тем, что ему интересно, что ему кажется важным здесь и сейчас. Дополнительное образование как раз позволяет развивать сущностные внутренние силы, связанные с мотивацией. Недаром в последнее время стало популярным приходить в различные кружки и секции взрослым людям: они хотят рисовать, писать стихи, танцевать, учить языки и т. д. Люди получают от этого удовольствие. Это та сфера, что заполняет их досуг. Если ребенок с детства научится этим досугом управлять, занимать себя, то занятие будет не разрушительным, а созидательным. В связи с этим есть вероятность того, что дополнительное образование с точки зрения влияния на развитие личности постепенно станет для человека важным. Школа, как в том анекдоте, будет ему только мешать, потому что ставит в рамки, а дополнительное образование раскрывает внутренний потенциал творчества, интереса, удовольствий.Поэтому неудивительно, что с позиции значимости для человека дополнительное образование сейчас становится важнее, чем основное. К тому же основное образование многими родителями и старшеклассниками воспринимается как формальное в контексте отношений между учителем и учеником, в контексте проведения уроков. Уже известны ситуации, когда родители начиная с 1‑го класса нанимают детям репетиторов, поскольку считают, что формальные знания, которые дает основная школа, ребенку мало что дадут в будущем. Отсюда и растущая популярность домашнего обучения.Но в то же время, как считает Светлана Писарева, домашнее обучение все же не конкурент массовой школе. Функция государства – гарантировать социальную защиту своим гражданам, а система общего образования один из инструментов этой социальной защиты. Школа – это организованная система, которая, нравится это или не нравится, дает фундаментальные основы и учит правильно вести себя в социуме. Основное образование не исчезнет никогда, но, учитывая происходящие изменения, оно просто обязано меняться. Санкт-Петербург
Комментарии