Я люблю говорить о любви – о любви к чтению. Нельзя заставить любить, любви нельзя требовать, к любви можно только как-то сподвигнуть, к любви можно направить. И, конечно, прежде всего это все можно сделать только в семье, самом нежном, самом раннем возрасте. Сейчас говорят, что даже в перинатальном периоде детям нужно начинать читать, во всяком случае стихи, чтобы какой-то ритм они почувствовали, а потом, вдохнув воздух, узнавали эти ритмы и полюбили их.
О пользе чтения для значения личности я говорить не буду – это и так ясно. Пять лет назад, когда споры о чтении велись гораздо реже и гораздо тише, мы издали книжку «Сто изданий», и была она о книгах и о детских библиотеках, о том, нужны ли они. Мы там на белом фоне разместили тезисы относительно того, что дает чтение, какие качества развиваются у людей читающих. На синем тревожном фоне мы разместили текст «Не чтение – риски для общества». Здесь у нас тезис о том, что человек сам по себе может прожить и, не читая, прожить даже успешную и счастливую жизнь, реализуя себя в каких-то вещах, но для общества очень небезразлично, читающими или нечитающими будут члены этого общества. С момента выхода этой книги мы не прекращаем поисков доказательств в пользу чтения, позитивных примеров чтения.
Журналисты часто пишут о том, сколько человек у нас не читают, приводят устрашающие цифры, например, ТВ рассказывает нам о том, что 80% не ходят в стране в библиотеки и даже не знают, что библиотеки все еще есть. Но всегда закрадываются сомнения относительно этих цифр. Надо сказать, что социологических опросов по поводу детского чтения в масштабе России фактически вообще никто не проводил и не проводит, поэтому вся статистика, которую приводят СМИ, касается исключительно взрослого населения.
Как-то Михаил Сеславинский по ТВ сказал так: «Я был в Российской детской библиотеке и не увидел там детей. В огромной красивой библиотеке совсем нет детей!» Конечно, в 12 часов дня в библиотеке трудно увидеть много детей, они учатся в школе, они в детском саду. Но такое мнение государственного чиновника нагнетает страсти, создает негативное мнение о библиотеке, хотя общей картины явно не дает. Пришел бы Сеславинский во второй половине дня, в выходные дни, в каникулы, увидел в библиотеке множество детей, и впечатления у него были бы совсем другие.
В России очень много таких мест, где некуда пойти, кроме как в библиотеку, и мои коллеги-библиотекари там очень много делают для воспитания детей.
Какая же у нас сейчас ситуация с чтением детей, подростков и молодежи? В библиотеках собирается много книг и моделируется книжная культура. В библиотеках, конечно, есть не только последние издания, как раз, к сожалению, последних изданий там и нет, а если есть, то маловато.
Если читать газеты и смотреть ТВ, то узнаешь, что у нас кризис чтения и дети не читают. На самом деле дела обстоят не так, это говорится для некоторого полемического задора, для обострения ситуации. То, что читают дети, как они читают, зачем и когда? Вот на эти вопросы нам нужно отвечать всем вместе, но без какого-то солидного исследования, отслеживания этой проблемы все-таки обойтись нельзя. А сейчас никто этим не занимается, кроме специализированных библиотек, но это все же локальные исследования, которые они проводят для собственных нужд. Настоящих исследовательских библиотек у нас нет. Даже в нашей библиотеке, где трудятся 134 библиотекаря, всего 4 человека работают, проводя социологические исследования.
Какие сведения мы собираем и какие выводы делаем? Результаты исследования говорят нам о том, что дети читают, другое дело, что они читают. Одна наша сотрудница назвала эту ситуацию «сменой моделей детского чтения». Конечно, меняются читательские предпочтения, критерии оценки книг, выбор и так далее. Очень интересный опрос мы провели в столице. Попросили родителей и детей назвать свои любимые книги детства, спросили родителей, какой бы рекомендательный список для чтения они бы составили для своих детей. Обнаружилось полное несовпадение того, что любили родители в детстве, с предпочтениями их детей. В такое время живем, и это нельзя не учитывать.
В Юго-Западном округе провели мониторинг по МХК. В одном из заданий десятиклассникам был задан вопрос: «Какое произведение искусства вы любите?» Было очень много дано самых разных ответов, но были упомянуты и книги, о которых дети сочли необходимым сказать. Отечественные и зарубежные авторы были представлены в ответах поровну, но отечественные авторы – почти все из школьной программы, современной литературы не было совсем, а вот зарубежные – сплошь классика: Дюма, Жюль Верн и так далее.
Что касается младших школьников и подростков, то им нужно совершенно неожиданное. Дошкольникам мы книжки читаем, младшим школьникам почти прекращаем читать, а подросткам вообще не читаем, поскольку они сами уже давно читать научились. На самом деле им тоже нужно читать, потому что чтение в учебном процессе – постоянное преодоление собственной несовершенной техники чтения. Поэтому хорошо бы в этом возрасте не прекращать общения, хотя бы пятнадцатиминутного, но ежедневного, и продолжать читать ребенку хорошие книжки, которые мы сами помним из детства, о которых вдруг узнаем из разных источников. Сейчас есть возможность, где и какие есть хорошие детские книжки, которые читать безопасно и которые принесут детям только пользу. Более старшим школьникам тоже неплохо было бы продолжать читать. Даже старшим подросткам! Потому что они читают совсем не то, что читаем мы. Кстати, дети с большим удовольствием просят родителей купить им книги, чем взять их в библиотеке. Но нам нужно знать, что они читают, быть в курсе этого, иметь по отношению к этому какую-то позицию и транслировать ее ребенку, стараться влиять на формирование этой позиции.
Все исследования показывают, что основной литературный багаж приобретается все же в детстве. Потом нам читать особенно некогда, мы читаем больше профессиональную литературу или выбираем легкое чтиво для поездок в транспорте. Все же есть возрастная литература, то есть литература, соответствующая возрасту. Дети любят читать о себе, это им очень нужно, на этих примерах они учатся рефлексировать, сами анализировать свои поступки. Возрастная литература собирается в специализированных библиотеках, взять книгу или проконсультироваться там всегда можно.
Возрастной литературный багаж – залог того, что литературная традиция не будет утрачена, что человек как личность полюбит книгу и чтение станет любимым занятием для проведения досуга.
У детей другая жизнь, мы позволяем себе иногда противопоставлять чтение компьютеру. Нельзя сидеть столько у компьютера, нельзя столько путешествовать в интернете! Но говоря так, мы тем самым увеличиваем зазор между собой и детьми, другого эффекта от этого нет.
Но у интернета есть большие возможности для чтения, у него есть много ресурсов, часто интерактивных. В интернете есть библиотека Машкова, и там огромные ресурсы для чтения подростков и юношей. Многие дети читают только в интернете, пусть читают, какая разница где, лишь бы читали хорошие книги. Есть сайты, которые можно рекомендовать детям, и это нужно делать.
Комментарии