Есть такой день в школьной жизни, когда радость неизменно приправлена слезами. Они, предательски обильные, как будто копятся-копятся с самого утра, а затем, вдруг хлынув, оставляют на белоснежных платьях влажные кляксы. И сквозь призму этого соленого дождя вдруг становится понятным, что мама с отцом, сидящие в зале, взволнованные и такие родные, что у учительницы, которая все эти годы была рядом, такие добрые и мокрые глаза, что веселое и поющее классное братство – это сиюминутный миг, который с каждым мгновением остается в прошлом, и эту сиюминутность не прожить уже никогда.
Школьный Последний звонок – это событие всегда неповторимое. В гимназии №261 Кировского района в этом году он вообще стал уникальным. Во-первых, школе исполнилось 40 лет, и, значит, два одиннадцатых класса, по сути, теперь называются юбилейными выпусками. Кроме того, так получилось, что ровно 11 лет назад Инессе Петренко предложили возглавить данную образовательную организацию. Поэтому, как шутит она, вместе с выпускниками получила в этом году аттестат зрелости как управленец.Сегодня в гимназии, которая по праву считается одной из сильных образовательных организаций города и входит в Топ-500 лучших школ России, обучается более 1200 детей. Ежегодно более половины гимназистов становятся призерами различных конкурсов, соревнований и олимпиад. Радуют своими достижениями и нынешние выпускники гимназии. Например, Андрей Елисеев в 2018 году признан победителем Всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиады «Умники и умницы». Артем Петренко одержал победу в открытой олимпиаде школьников по информационным технологиям НИУ ИТМО. Екатерина Машина стала финалистом Всероссийского конкурса «Наставник» в номинации «Дети учат детей» и победителем Всероссийского конкурса учащихся школ «Моя идея для России». Этот список можно продолжать и продолжать, и тем удивительнее ощущения, которые испытывают учителя и директор, когда смотрят на выстроившихся выпускников: какие это умные, красивые, талантливые молодые люди.- Для каждого директора школы праздник Последнего звонка – это очень трогательный момент, – говорит Инесса Петренко. – Еще помнишь, как все они стояли на первой линейке 1 сентября. Потом год от года менялись, становились старше, а теперь это команда интересных, творческих юношей и девушек. Конечно, каждый директор всегда хвалит своих учеников, но наши правда самые лучшие. Они умные и воспитанные. Без воспитания вообще нет смысла в обучении. Наша петербургская традиция – обучение через воспитание. Чтобы ребята потом стояли такие красивые и уверенные в себе, воспитывать нужно через урок, через традиции, которые существуют в школе. Например, в образовательной программе гимназии предусмотрена проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная. Однако школа большая, в каждой параллели по 5 классов, поэтому, чтобы на каждого ученика найти куратора, педагогический коллектив вышел на модель, когда для ребят младших классов кураторами являются старшеклассники. Они помогают подопечным работать над проектом. И это отличный опыт воспитания наставничества, ответственности не только за себя, но и за другого человека.Многие акции проходят по инициативе наших детей, и это тоже традиция школы. Наша задача – откликнуться на каждую инициативу, помочь воплотить ее в жизнь. Например, когда мы проводим день самоуправления, то все расписание, всю программу дня составляют дети. Мало того, мы поддержали их идею проводить уроки для учителей, и это тоже стало традицией школы. Ребята придумывают квесты, дают интересные уроки, в том числе кулинарные, танцевальные и т. д. При этом должность директора-дублера не так-то легко занять. У нас руководителем школы на один день становится тот, кто представил и защитил свою программу на совете старшеклассников. И надо сказать, что это состязание не из простых, потому что претендентами разрабатываются очень серьезные программы.Каждый школьный выпуск уникален, но одно точно объединяет всех выпускников гимназии №261. Это желание и умение переносить заданный темп учебы в тот вуз, куда поступают молодые люди. Когда бывшие гимназисты приходят в школу и рассказывают о своей студенческой жизни, то оказывается, что практически каждый из них участвует в различных конкурсах, проектах, акциях, ведет активную общественную деятельность, становится старостой группы, курса и т. д. Всеми выпусками гимназии можно гордиться, считает Инесса Петренко.Но директор школы все-таки соглашается, что на празднике Последнего звонка труднее всего приходится классному руководителю. Это подтверждает и классный руководитель теперь уже бывшего 11‑го «А», учитель химии гимназии №261 Наталья Сечина. По ее словам, невозможно описать те эмоции, которые переживаешь на трогательном школьном празднике. Поскольку ты находишься в тесном контакте с детьми большой отрезок времени, то уже не мыслишь своей жизни без них. Думаешь о них постоянно, мысленно отвечаешь на вопросы, которые они могут задать.- Это уже третий мой выпуск, и все мои дети остаются со мной навсегда, – признается Наталья Сечина. – Они часть моей жизни. Для меня, как для классного руководителя, очень важным становится то, что ребята, выйдя из школы, знают, что есть классное братство и есть те, кто в трудный момент всегда подставит плечо. Чтобы такое братство возникло, нужно просто стать частью детского коллектива, быть с ребятами искренним и открытым.Если кто-то сомневается, что сегодняшняя молодежь ценит доброту и искренность, то об обратном сказали песни, посвященные учителям, и подарки, преподнесенные им же одиннадцатиклассниками. Например, ребята из 11‑го «А» укрыли свою Наталью Николаевну Сечину пледом, где каждый лоскуток был вышит каждым ее учеником. А выпускники из 11‑го «Б» вручили своей Виктории Витальевне Лужинской большое сердце, составленное из маленьких сердечек каждого из ее учеников.
И такими символическими «теплом и сердцем» ребята очень точно охарактеризовали атмосферу праздника Последнего звонка, не важно, проходящего ли в гимназии №261 либо в любой другой петербургской школе. Обиды, неудачи, ошибки – все уйдет, смытое первыми нотами всегда прекрасного школьного вальса. Останется в памяти и в душе только зал, где мама с отцом, взволнованные и такие родные, где у учительницы, что была все эти годы рядом, добрые и мокрые глаза и где слово «прощай» под строгим запретом. И это вечная школьная истина. Ведь для сердца учителя существует только слово «до свидания».
Санкт-Петербург
Комментарии