Ольга МАКАРОВА, учитель информатики школы №842: – На сайте Президента РФ, который открыт для связи с общественностью, был задан вопрос: «Уважаемый Владимир Владимирович! Пишет вам самый обычный учитель физики самой обычной средней общеобразовательной школы. Сегодня у нас прошел педсовет, посвященный проблемам современного российского общества. Наш директор целый час говорил о том, что мы живем в гражданском обществе. А вы сами в это верите?»
Что думаете вы, мои коллеги, об этом?
Гражданское общество – общество граждан, людей, свободных, активных, равноправных, людей, которые сами, без вмешательства государства строят свои отношения, по крайней мере в области экономики и культуры. Не правда ли, как красиво сказано?!
В физике существует понятие «идеальные объекты». При их изучении нужно абстрагироваться от некоторых свойств, оставив наиболее существенные. Представление о гражданском обществе – тоже идеализация, абстрагирование от самого государства (в данном случае от России) и менталитета людей. На мой взгляд, современному российскому обществу до равноправия, свободы еще очень далеко, если вообще это достижимо.
Я провела опрос среди своих учеников: наиболее важными личностными качествами человека они считают честность, доброту, ответственность, общительность и силу воли. Не правда ли, интересно, особенно в контексте реального представления о наших учениках?!
К сожалению, представления моих учеников о себе далеки от действительности. Говоря высокие слова, дети редко вдумываются в их смысл. Поэтому моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы донести его, показать через исторические и литературные образы его сущность, провести такую работу, чтобы они хотя бы немного задумались о себе.
Москва – город многонациональный и многоконфессиональный. Поэтому для реализации свобод и равноправия граждан необходима высокая гражданская культура общежития.
Что я могу сделать для воспитания такой культуры?
Для уважения к другим, отличным от тебя, людям необходимо, на мой взгляд, прежде всего хотя бы немного узнать об их культуре, может быть, даже об основах других религий. Для этого я каждый свой класс вожу на экскурсию «Религии мира», провожу классные часы, на которых учащиеся разных национальностей рассказывают о своих обычаях. Порой подготовка выступлений заставляет самих ребят узнать о себе и своем народе много нового и интересного. А понять себя порой важнее, чем понять другого. Все это способствует культурному и духовному воспитанию личности.
Как научить молодого человека выстраивать правовые отношения с другими?
Во времена советского государства все осуществлялось в рамках государственных организаций. С развалом СССР прекратили свое существование и эти организации. Подростки и молодежь вышли из-под государственной опеки, оказались предоставлены самим себе и «уличным» воспитателям. Лишь в последнее время в связи с новой волной оранжевых и прочих молодежных революций в странах СНГ государство обратило свое внимание на молодежь, делает попытки объединения ее под знаменами гражданственности и государственности.
Но хочет ли молодежь влиться в ряды организации?
Жизнь показывает, что количество желающих не очень велико. В основном учащиеся занимаются с большим желанием в кружках и секциях, именно там они выстраивают свои отношения со сверстниками и учатся принципам общежития. Я же в рамках школы могу помочь им организовать самоуправление, дабы мои ученики научились самостоятельно выстраивать отношения на демократических принципах.
Человек может чувствовать себя свободным, на мой взгляд, только тогда, когда он уверен в себе и в своем окружении.
Гражданин может быть свободным, если он верит в свою страну и ее будущее. В настоящее время возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи утрачены такие нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к поиску идеала, к позитивной реализации социально значимых интересов и целей.
Сравнивая ключевые события разных исторических эпох при различных общественно-политических условиях, можно увидеть, что тем общим, что помогало россиянам выжить и победить, были высшие патриотические чувства народа, его сплоченность, созидательная гражданственность. Патриотизм необходимо воспитывать повседневно, с детства и на протяжении всей жизни. Это одна из главных моих задач.
«Уважаемый Владимир Владимирович! Я понимаю, что как руководитель великой страны вы скажете, что наше общество гражданское. Но посмотрите на все реалистично. Школа не в состоянии воспитать идеального гражданина в условиях неидеального общества. Единственное, что я могу вам пообещать: постараюсь воспитать своих учеников просто хорошими, честными, патриотичными людьми. С уважением обычный учитель физики обычной средней школы».
Комментарии