Представители ректорского корпуса уже сами признают, что в стране избыток белых воротничков. И тем не менее подавляющее большинство выпускников школ и родителей считают обязательным поступление в вуз сразу после получения школьного аттестата, а начальное или среднее профессиональное образование рассматривается многими как крайний случай. Однако такая позиция совершенно неверна. В этом уверена директор Приозерского политехнического колледжа Галина Васильевна ШЕВЧЕНКО.
– Новые реалии российской жизни довольно ясно обозначили проблему рассогласования карьерных амбиций молодых людей с кадровыми потребностями и экономическими возможностями общества. Нынешняя молодежь стремится в короткие сроки обрести высокий социальный статус и материальное благополучие, не желая слишком утруждать себя. Страна столкнулась с очевидным перепроизводством специалистов, формально получивших высшее образование, но не способных должным образом включиться в общественно-хозяйственную жизнь без предварительной адаптации. То есть мы имеем людей функционально неграмотных, но обладающих завышенной самооценкой и неадекватными социальными запросами.
– Что в таком случае может предложить среднее профессиональное образование?
– Опыт показывает, что обучение в колледже является наиболее приемлемой формой получения профессионального образования. С одной стороны, оно требует существенно меньших затрат времени и финансов, чем получение высшего образования, а с другой – обеспечивает молодому человеку достойный социальный статус и достаточно высокий уровень профессиональной подготовки в сжатые сроки. Среднее профессиональное образование, получаемое в колледжах, относится к практико-ориентированному сокращенному варианту высшего образования с четко очерченной нишей профессиональной деятельности.
Смена общественно-экономической формации в стране возвращает нас к здравому смыслу в вопросах подготовки кадров. Молодежь стала более прагматичной и менее романтичной. Она хочет как можно быстрее получить достойную профессию и самостоятельно строить свое будущее. В ответ мы можем предложить следующую схему: получив основное общее образование (9 классов), молодые люди поступают в среднее профессиональное учебное заведение и в возрасте 18-19 лет становятся вполне самостоятельными людьми, имеющими
специальность и полное среднее общее образование, которое позволяет им продолжить обучение в вузе без отрыва от производства (после колледжа – за три года).
Общеизвестно, что специалисты, получившие вначале среднее профессиональное образование, а затем соответствующее ему высшее, качественно отличаются от выпускников вузов, поступивших на учебу непосредственно после школы. Их отличают прежде всего четкое осознание правильности выбранного жизненного пути, уважение к своей профессии и более глубокое проникновение в сущность своей специальности.
– Доводом «контра» у молодежи может служить потеря времени при подобном подходе.
– Это рассуждение не выдерживает критики. Во-первых, период любой учебы не может рассматриваться как потерянное время, поскольку идет наращивание интеллектуального и общекультурного потенциала личности, широкое общение с внешним миром. Во-вторых, некорректно рассуждать о суммарных затратах времени на получение высшего образования, поскольку многие выпускники техникумов и колледжей могут получать это образование впоследствии заочно или по вечерней форме обучения, не прерывая рабочего стажа.
В-третьих, даже если сразу после окончания колледжа выпускник поступает в вуз, затраты энергии на освоение материала будут значительно меньшими по сравнению с усилиями вчерашних школьников. Соответственно уровень подготовки выпускников колледжа после окончания вуза существенно выше в силу их лучшей начальной подготовленности.
Как пример можно привести подготовку техников в нашем колледже по программам базового и повышенного уровней образования. Ребята подготовлены к творческому и созидательному труду, востребованы. Ни один из выпускников за три предшествующих года не встал на учет в Центр занятости населения. Многие трудятся на предприятиях Приозерского района Ленинградской области, в том числе руководителями среднего звена, продолжают обучение в вузах Петербурга по выбранному профессиональному направлению.
– Галина Васильевна, в вашем учебном заведении студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Экономика современной России меняется, развиваются рыночные механизмы. Мы переходим от технической модернизации к технологической, создаем высокотехнологичное производство, основанное на автоматизации и информатизации. Для этого требуется максимальная интеграция образования и производства, поэтому к качеству фундаментальной профессиональной подготовки специалистов предъявляются повышенные требования. Она предполагает прочные системные знания выпускников, владение современными технологиями, умение ориентироваться в различных сферах науки, культуры, быть готовым к интеллектуальной преобразовательной деятельности. С этих позиций меняются и требования к подготовке выпускников средних профессиональных учебных заведений. Специалисты среднего звена – это работники интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий. Поэтому одним из ведущих направлений обновления содержания и структуры среднего специального образования становится исследовательская деятельность, которая рассматривается как стиль жизни современного человека, неотъемлемая характеристика его личности, входящая в область представлений о профессионализме.
Исследовательская деятельность наших студентов организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения ими учебного материала, формирования исследовательских умений. Исследовательская деятельность является в большинстве случаев учебной, так как ее главное предназначение не столько в получении новых результатов, имеющих объективную новизну, сколько в реализации умения проводить исследование.
– Ваша учебно-исследовательская деятельность носит практически научный характер…
– В процессе выполнения исследовательских проектов и заданий студент овладевает определенными исследовательскими умениями: работать с научной литературой, осуществлять отбор и анализ необходимой информации, видеть проблему исследования, вырабатывать гипотезу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, отстаивать личные мировоззренческие взгляды и т. д.
Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности является составной частью модели специалиста среднего профессионального образования и отражена в государственных образовательных стандартах.
Кроме того, развитие исследовательской и творческой работы студентов – это один из эффективных путей повышения качества подготовки специалистов. Участие студентов в исследовательской работе, применение различных форм учебных занятий являются в настоящее время эффективным средством преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки специалистов в учреждениях СПО и потребностями развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка и творческих способностей.
Разрешение этого противоречия мы видим в комплексной программе создания условий и вовлечения студентов в исследовательскую и творческую деятельность, иными словами, в создании системы научно-исследовательской деятельности студентов.
Комментарии