Чувствовать себя человеком с раннего детства – великое благо. В своей учительской практике я руководствуюсь этой аксиомой, поскольку работаю с детьми, имеющими проблемы в развитии, к тому же, как правило, обделенными родительским теплом и вниманием. К сожалению, наше общество не научилось принимать таких людей, проявлять к ним терпение и гуманность. А ведь именно это – показатель уровня цивилизованности.
Как сделать так, чтобы дети с отклонениями в развитии уже с первых школьных шагов осознали себя личностями, почувствовали свою нужность и равенство со всеми? Как помочь им социально адаптироваться, быть понятыми и принятыми?
Бездействовать нельзя. Ведь дети не могут ждать: они растут и хотят жить нормальной, полноценной жизнью. От нас, учителей, зависит их социальная успешность.
Я признаю за каждым ребенком право на уважение его человеческого достоинства, стараюсь пробуждать в нем самосознание и считаю его равным себе – на этом зиждется моя педагогическая деятельность. Наши отношения строятся на доверии и взаимоуважении.
Мое жизненное кредо – «В каждом человеке есть Солнце, надо только, чтобы оно светило», а педагогический девиз – «Учение с увлечением». Каждый урок я начинаю с улыбки, которая, по словам Сент-Экзюпери, объединяет людей. В ответ на мою улыбку зажигаются, искрятся глаза, теплеют детские лица.
Работа для меня – это радость общения, радость ежедневных встреч с маленькими людьми – непосредственными, беззащитными, одинокими, иногда очень сложными, но всегда доверчивыми и искренними. Я учу не только читать, писать, понимать, думать, но и стараюсь слушать и слышать каждого: отвечаю на вопросы, размышляю, надеюсь, мечтаю вместе с ними, сочувствую их нехитрым секретам.
Особенность работы учителя в том, что сразу ощутить ее результаты невозможно – лишь время показывает нашу правоту, наши ошибки и просчеты. Диалектика жизни такова, что мир меняется, находится в непрерывном развитии. Чувствовать ритм времени, его запросы, не останавливаться и не отставать, помочь детям понять и принять этот мир – в этом я вижу свою главную задачу. Я следую педагогической максиме С.Соловейчика: «Учитель не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их».
Ольга ИВАНОВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы VII вида №6 г. Пскова, учитель года Псковской области-2005
Комментарии